Сложность в оценке цифр
Шесть лет назад аномально высокие температуры воздуха на территории европейской части России наблюдались на протяжении большей части лета – с конца июня до конца августа. А последствия – на протяжении следующих нескольких лет. Очень теплая погода привела к массовому возникновению лесных пожаров, смогу в крупных городах и обмелению рек.
Истинное количество жертв летней аномалии 2010 года до сих пор оценить сложно
В то же время число жертв аномальной погоды, по мнению ученых, оценить трудно. По словам ведущего научного сотрудника Института физики и атмосферы РАН им. Обухова и заведующего климатической лабораторией в Институте географии РАН Владимира Семенова, эти цифры разнятся в зависимости от источников.
«Явление для России было действительно очень значимым. Жаркая погода стала причиной увеличения смертности, в частности, из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Плюс пожары и засуха. Все это комплексные явления, и сопровождаются они загрязнением атмосферы, потому что обычно жара – это антициклон. Проблема в том, что в крупном мегаполисе, где образуются загрязнения, воздух при этом концентрируется в одном месте и не выветривается в другие регионы, что усугубляет ситуацию», – пояснил специалист газете ВЗГЛЯД.
«Говоря о конкретных цифрах, я в свое время слышал про увеличение смертности на 35 тысяч человек. Но сложно понять, произошел инфаркт у человека из-за плохой новости или от жары», – добавил Семенов.
Завотделом исследований изменения климата Государственного гидрологического института, доктор географических наук Олег Анисимов также не стал придавать большое значение цифре, опубликованной ООН. Климатолог выразил сомнение, что умерших так много. По данным РИА «Новости», в Москве во время смога, стоявшего над городом, из жизни уходило около 700 человек в сутки вместо 360–380 в обычное время. Дело в том, что тогда концентрация только угарного газа в столице оказалась превышена в несколько раз.
«Сколько умерло на самом деле из-за жары – неизвестно. Одному из моих коллег удалось подсчитать цифры в Москве. Количество умерших за время аномальной жары здесь составило около 15 тысяч человек. Но это статистика одного города. В то время я был в Петербурге, там было 30 градусов тепла. Город со всех сторон окружен водой, в нем повышенная влажность. Там, по сравнению с Москвой, каких-то экстремальных погодных отклонений не было», – рассказал Анисимов газете ВЗГЛЯД.
Сокращение времени между аномалиями
По словам Владимира Семенова, прямой вины человека в аномальной погоде 2010 года нет.
«Это, безусловно, природное явление. До сих пор не ясно, насколько оно связано с глобальным потеплением или его стоит считать одной из случайностей, которые за 500 лет на территории России не раз встречались. Такие события, как показывает история, бывают у нас примерно раз в 30–40 лет. Та же засуха 1972 года сопоставима по масштабам с 2010-м, хотя 40 с лишним лет назад температуры были, естественно, чуть ниже», – считает исследователь.
Тем не менее Семенов заявил, что время цикла между «аномалиями», судя по тенденциям глобального потепления, сократилось, по сути, в несколько раз и теперь может составлять 10 лет. Но это не означает, что повторения аномальной жары или холода стоит ждать каждый год. В настоящее время увеличивается вероятность возникновения стационарных атмосферных волн, которые сопровождаются стационарными погодными периодами. То есть на одной территории, условно говоря, месяц стоит жара, а через 3–5 тысяч километров льют проливные дожди. На это оказывают влияние атмосферные циркуляции в Северной Атлантике, парниковый эффект и глобальное океано-атмосферное явление Эль-Ниньо.
Собственно, это и происходило летом 2010 года. Частично ситуация повторилась и в этом году. По словам Олега Анисимова, если в Москве было жаркое лето, то в Санкт-Петербурге его не было вообще.
«У нас в июле даже грибы появились, хотя раньше это было трудно себе представить, потому что почва в это время обычно сухая. Постоянно лили дожди, купальный сезон длился всего неделю, как в Якутии, а температура воздуха была 18–22 градуса тепла. Это не Арктика, это Петербург. Люди не поняли, в чем дело. Но это такого же типа явление, как и в 2010 году», – констатировал климатолог. Он объяснил, что климат действительно серьезно меняется.
На вопрос о повторении аномальной жары, подобной той, что была в 2010 году, оба специалиста ответили, что вероятность ее возникновения высокая. Поскольку для Центральной России характерно формирование «блокирующих» антициклонов.
«Если посмотреть температуру воздуха в Москве, то раньше при наиболее жаркой погоде ее средний показатель составлял 26 градусов в разные месяцы лета, сейчас – 28–29 градусов тепла. А это такое событие, которое имеет обратную связь. Если почва высыхает, это поддерживает антициклоническую циркуляцию, примерно как у нагретой сковородки», – объяснил Владимир Семенов.
Сейчас проблема не в жаре
Его коллега Олег Анисимов считает, что основная проблема сейчас не в жаре, а в наводнениях и в сокращении пространства «вечной мерзлоты» в России. Первая стихия приводит к нанесению ущерба населенным пунктам, наподобие Крымска и городов Дальнего Востока, а ледники могут начать таять в тех местах, где проходят нефте- и газопроводы. И далеко не факт, что это благоприятно повлияет на окружающую среду.
«Жару мы пережили. Сейчас уже дело в гидрологии. В долинах рек есть опасность схода селевых потоков, поэтому люди боятся там вести хозяйство. Еще в некоторых регионах скоро встанет вопрос о том, что делать с сокращением пространства «вечной мерзлоты» и какое это может оказать влияние на природу. Все это нужно обязательно проработать и объяснить местным властям, чтобы они оказались заинтересованы в решении предстоящих проблем», – подытожил специалист.
Отметим, в докладе, подготовленном Бюро ООН по снижению риска стихийных бедствий и бельгийским Центром исследования эпидемиологии катастроф, аномальная жара в России заняла 6-е место по смертоносности, уступив землетрясениям в Китае (более 87 476 погибших) и Пакистане (73 338 погибших), тайфуну в Мьянме (138 366 погибших), цунами в Индонезии (165 708 погибших, вместе с жителями Шри-Ланки и Индии – около 220 тысяч) и землетрясению на Гаити (222 570 погибших).
Пальму первенства по количеству жертв держат землетрясения – от них с 1996 по 2015 г. в мире погиб 748 621 человек, на втором месте – ураганы и штормы с 239 125 погибшими. Замыкает печальную тройку «экстремальная температура воздуха» – 165 829 ушедших из жизни. Всего стихийные бедствия стали причиной смерти 1 346 196 человек за тот период.