Работа над ошибками
Не бывает такого, чтобы заявка проходила «на ура
Россия снова подала заявку в ООН на расширение континентального шельфа в Арктике. Вернее, подкорректировала предыдущую.
«Частичная пересмотренная Заявка Российской Федерации на установление ВГКШ (внешней границы континентального шельфа) в СЛО (Северном Ледовитом океане) исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева – Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования и относятся по пункту 6 статьи 76 Конвенции (ООН по морскому праву) к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентами материковой окраины», – приводит резюме документа ТАСС.
Российская заявка включает в себя претензии на подводные пространства площадью порядка 1,2 млн кв. км, простирающиеся более чем на 350 морских миль от побережья.
Конвенция по морскому праву позволяет расширять экономическую зону государств при условии, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка, что и дает России шанс увеличить свою шельфовую зону.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД Валерий Каминский, директор института «ВНИИОкеангеология им. И.С. Грамберга», готовившего российскую заявку, только в понедельник вечером ее приняли к рассмотрению.
«Первый наш вариант заявки был подан еще в декабре 2001 года, в июле 2002 года она рассматривалась, и были даны некоторые рекомендации по доработке. Сейчас мы их выполнили и подали заявку снова», – пояснил он.
Этой работой в основном занимались Министерство природных ресурсов и Министерство обороны. Минприроды в свою очередь поручило эту работу среди прочих «ВНИИОкеангеологии».
«За прошедшее время был выполнен большой объем дополнительных работ открытого содержания, – объяснил Каминский отличие новой заявки от предыдущей. – Потому что вначале были представлены по некоторым океанам закрытые данные. Их пришлось переделывать. Также был проведен большой объем сейсмических исследований, позволивших получить более современные сведения уже по глубинному строению территории. Глубины были измерены мощным эхолотом».
Таким образом, чего-то принципиально нового в новой заявке нет, но за последнее время были собраны более полные, глубокие и четкие данные, подтверждающие российскую позицию.
Составители заявки считают ее отвечающей требованиям комиссии ООН по границам шельфа, но уверенности в том, что она будет принята, не имеют.
«Что решит комиссия, я не знаю, – признался Каминский. – Заявка будет рассмотрена. И, как всегда в таких случаях, не обойдется без замечаний. Не бывает такого, чтобы заявка проходила «на ура». Если будут замечания, значит, будем их исправлять, дорабатывать. Не могу сказать, что заявка точно пройдет, тем более в современных международных условиях».
Касаясь претензий на шельф со стороны других стран, директор института отметил, что Дания подала заявку позже России, Канада тоже «опоздала». «Наша раньше должна рассматриваться, потому что мы подаем не саму заявку, а корректируем уже существующую. Россия подготовила ее первой из всех стран», – пояснил он.
По мнению Каминского, исправленная заявка будет рассматриваться в ООН в течение этого года.
В свою очередь директор музея Арктики и Антарктики, почетный полярник Виктор Боярский заявил газете ВЗГЛЯД, что «заявка наверняка будет когда-нибудь принята».
«Заявки уже есть и от Дании, и от Канады. Все это будет рассматриваться. Но у нас уже вторая заявка. Первая была отклонена за «недостаточностью улик». Сейчас «улики» мы собрали, 11–12 томов полновесных. Поэтому есть шанс. Если к нам какие-нибудь санкции опять не применят, конечно... Тогда наша заявка будет рассмотрена на общих основаниях. Но нас все равно будут гнобить, конечно. Никому не интересно, чтобы мы там были главными, в Арктике», – поделился он.
Координатор научной работы по подготовке российской заявки, заместитель директора Института океанологии имени Ширшова РАН Леопольд Лобковский также сказал РИА «Новости», что успех российской заявки будет не быстрым.
«Наверняка будут привязываться. Все-таки Арктика – это большой и лакомый кусок. Да и отношение к России сегодня не очень хорошее. Международная ситуация не способствует быстрому решению в нашу пользу. В этой процедуре нет никаких ограничений по длительности. Это вполне может продлиться еще несколько лет», – считает он.
Ученый пояснил, что рассмотрение заявки – это «открытая научная дискуссия, а не игра втемную». Все вопросы будут «выводиться на сайт ООН».
«Нам выскажут замечания и, если мы уверены в своей модели, то мы сможем на них ответить... В этой связи важно создать качественную заявку с точки зрения как фактического материала, так и теоретического обоснования. Она должна быть лучше других, чтобы можно было отбивать альтернативные точки зрения, которые будут представлять, допустим, американские геологи. Это уже часть научной дискуссии», – добавил он.
При этом в МИД России рассчитывают на то, что заявка начнет рассматриваться ООН уже осенью этого года, отмечается в комментарии на сайте ведомства.
Там добавили, что согласно действующим правилам, «заявка России подлежит рассмотрению вне очереди, в приоритетном порядке с учетом того, что первоначально мы уже в 2002 году вносили соответствующее представление».
Первая попытка
Россия уже пыталась отстоять право на анклав в Северном Ледовитом океане, который будет включать подводный хребет Ломоносова, в 2001 году, напоминает ТАСС. Спустя три года заявка России, которая также касалась участка в Охотском море, была отклонена комиссией ООН с выдачей ряда замечаний. После этого было принято решение добиваться присоединения этих территорий по отдельности. И в марте 2014 года претензии России, например, на участок в Охотском море площадью 52 тыс. кв. километров, были удовлетворены.
В 2005–2014 годах российские ученые провели в Северном Ледовитом океане большой комплекс новых геолого-геофизических исследований, в частности, глубинные сейсмические зондирования на территории более 4 тыс. погонных километров.
Полученные данные «не подтверждают поддержанную в первых рекомендациях Комиссии 2002 года точку зрения о том, что поднятие Менделеева – Альфа сформировалось как большое вулканическое океаническое плато, построенное на океанической коре Канадского бассейна после его открытия в результате прохождения магматической «горячей точки».
Новые данные подтверждают, что участки морского дна являются естественным продолжением континентального шельфа России, а «хребет Ломоносова, поднятие Менделеева, Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская впадина являются продолжением северо-восточной части Евразии, которое ушло под воду почти сто миллионов лет назад.
Добавим, что речь идет не просто о куске территории. Интерес государств к северным морям обусловлен тем, что под их дном может находиться около 30% неразведанных запасов природного газа и 15% нефти.
В октябре прошлого года министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской говорил, что благодаря утвержденной заявке на расширение шельфа, Россия сможет прирастить потенциальные запасы углеводородов как минимум на 5 млрд тонн условного топлива.
За Полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений, из них 43 – в российском секторе.
До серьезной добычи там может пройти еще немало времени, однако важно «застолбить» эту территорию для будущих поколений.
При этом помимо России на части шельфа претендуют Канада, Норвегия и США. В декабре 2014 года Дания также подала заявку в ООН, претендуя на 900 кв. километров.
Некоторые аналитики в связи с этим предсказывали начало «болезненного передела Арктики». Однако другие, в частности, руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк, отмечали, что все вопросы по Арктике решаются совместно странами региона и приращение территорий одной страной может быть только с согласия всех остальных.