Генеральный директор Центрального научно-исследовательского института «Курс» Лев Клячко заявил в понедельник, что предприятие разработало проект использования мощных лазеров для резки льда и прокладки маршрута корабля в арктических условиях.
Послужит ли это облегчению судоходства, для меня не столь очевидно
Центральный научно-исследовательский институт «Курс» разработал проект использования мощных лазеров для резки льда и прокладки маршрута корабля в арктических условиях, сообщил генеральный директор предприятия Лев Клячко.
«В этом году мы завершаем технический проект, связанный с использованием мощных лазеров для проводки ледоколов в тяжелых льдах. Нам удалось впервые доказать техническую реализуемость такого решения и его экономическую целесообразность», – сказал он.
По словам Клячко, принцип работы такого устройства основан на том, что мощный лазер делает «надрез» во льдах по маршруту, по которому затем следует корабль, без труда разламывая лед.
Он также отметил, что проект поддержал главный проектант ледоколов в России – ЦКБ «Айсберг».
ЦНИИ «Курс» занимается разработкой перспективных средств связи, навигации и радиоэлектронной борьбы для новейших боевых кораблей и подводных лодок Военно-морского флота России.
Разработкой лазерных технологий для ледокольного флота занимается еще одно предприятие – екатеринбургский холдинг «Швабе», входящий в Ростех. В 2013 году за разработку судового лазерного комплекса входящее в холдинг предприятие «Астрофизика» получило золотую медаль международного инновационного салона Inventions Geneva.
Судовой мощный лазерный комплекс способен разрезать ледовый покров толщиной один–два метра. «Основанная на применении мощных лазеров технология снижения ледовых нагрузок на работающие на континентальном шельфе инженерные сооружения предназначена для предотвращения аварийных ситуаций и позволяет существенно расширить возможности промышленного освоения морских полярных широт.
Судовой лазерный комплекс может решать задачи по преодолению ледоколами и судами ледокольного класса мощного ледяного покрова и увеличению при этом ширины проделываемого во льдах прохода, что необходимо для обеспечения транспортировки специальных платформ, ширина которых превышает ширину ледокола», – говорится в сообщении госкорпорации.
В августе прошлого года гендиректор холдинга «Швабе» Сергей Максин сообщил, что лазерная установка проходит испытания. «Мы создали судовой лазер для освоения Арктики. Там сложная ледовая обстановка, при этом работают и платформы, и должны проходить суда. Ставится своеобразная лазерная пушка, ей как стеклорезом надрезается лед, затем корабль его своим весом продавливает», – пояснил гендиректор.
«Если испытания успешно завершатся, то можно будет ставить лазерные установки на суда облегченного ледового класса для обеспечения Северного завоза по сибирским рекам, где лед тоньше. Мы планируем предстоящей зимой провести все испытания, и с 2015 года можно ожидать первых поставок», – сказал он.
Председатель Полярной комиссии, директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский в интервью газете ВЗГЛЯД высказал сомнение в эффективности лазерной технологии. «А куда девать лед? – задается он вопросом. – Ведь чтобы пароход прошел, лазерной ниткой не обойдешься. Нужно сделать канал. Ледокол, когда идет, делает канал, и все равно за ним остаются глыбы льда, и они являются большой проблемой для судов, которые идут в кильватере».
«Послужит ли это облегчению судоходства, для меня не столь очевидно», – говорит он.
«Нитевидный разрез не имеет права на существование, особенно когда холодно, – считает Боярский – Там же будет выделяться вода, а она моментально замерзает. И микротрещины не сильно ослабляют лед. Один разрез по курсу корабля ничего не даст абсолютно. Примерно такая идея была заложена Макаровым в ледокол «Ермак» (1898, первый в мире ледокол арктического класса), когда он под носовым срезом установил винт, который должен был создавать некое разряжение под водой, водогазовую смесь, с тем чтобы продавливать лед было легче. Но от нее сразу отказались, потому что винт сразу вылетел из строя. В данном случае предлагается лазером, во что я не очень верю».
По его словам, продавливание льда останется основной технологией прохождения ледоколов сквозь льды. «И слава богу, что мы сейчас делаем новые ледоколы, это все будет работать еще долгие годы. Я видел, как эти ледоколы работают во льдах. Движение будет в этом направлении. Все остальные ответвления не сильно помогут», – заключил эксперт.
В настоящее время Россия располагает шестью атомными ледоколами. До 2020 года Росатомфлот получит также три новых универсальных ледокола ЛК-60. Силовая установка мощностью 60 мегаватт будет способна ломать трехметровый лед, а благодаря переменной осадке ледокол сможет работать даже на мелководье и в руслах сибирских рек. Атомоходам хватит работы на несколько десятилетий. По оценкам специалистов, самые скромные объемы перевозок в Арктике в ближайшие годы составят 15 миллионов тонн грузов в год.