Командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко объявил в своем Facebook* о создании объединенного штаба добровольческих украинских вооруженных формирований. «Мы создали объединенный штаб добровольческих батальонов», – сообщил Семенченко.
Отношение к Семенченко в среде командиров добровольческих батальонов очень неоднозначное
Позднее, когда СМИ написали об «альтернативном генштабе», и даже многие украинские патриоты критически отозвались об этой идее, Семенченко написал подробнее, чем должен заниматься этот орган: обмен разведданными, координация при решении вопросов обеспечения и социальных вопросов, «повышение профессионализма» членов этих формирований, борьба с преступлениями («создан суд чести»), предотвращение внутренних конфликтов, поддержка мобилизации добровольцев, предоставление «альтернативного канала информации для высших руководителей государства» и «помощь в вопросах создания территориальной обороны Украины».
Семенченко особо подчеркнул, что этот штаб не является параллельным Генштабу, не создан для давления на украинского президента или для захвата власти, для ведения отдельной войны или «для лоббирования интересов каких-либо олигархов». «Они с этим успешно справляются и без нас», – пояснил одиозный «комбат».
Еще в конце января лидер ультранационалистического украинского движения «Правый сектор*» (запрещенного в России) Дмитрий Ярош предлагал создать «параллельный генеральный штаб», который бы сотрудничал с основным Генштабом, но принимал свои решения, в качестве даже определенных рекомендаций».
«И за этим генштабом может стоять очень много воинских частей: и вооруженных сил, и добровольческих формирований», – пояснял он.
В феврале Ярош заявил в интервью BBC, что о «параллельном генштабе» речи не было. «Подразумевалось создание координационного центра для добровольческих подразделений. Ведь с лета мы наблюдаем в СМИ волну дискредитации добровольческого движения. Хотя я убежден – если бы не добровольческое движение, то фронт давно бы посыпался и стоял бы сейчас где-то вдоль Збруча. В то же время видим такие примеры, как Иловайск, когда добровольческие подразделения бросаются в некую «мясорубку» и не получают помощи», – сказал он.
«Поэтому, когда ко мне приехали комбаты добровольцев и высказали идею о совместном координационном центре, мы ее поддержали. К ней намерены присоединиться, помимо ДУКа, порядка 17 различных добровольческих батальонов, находящихся в подчинении как МВД, так и минобороны. Своего рода оперативный штаб уже создан. Он будет размещен в Днепропетровске. В его рамках будет происходить обмен разведданными, взаимопомощь, материально-техническое сотрудничество и т. д. Возможно, будут созданы определенные оперативные конструкции на фронте, ведь часто у нас есть лучшая оперативная информация о том, что происходит на том или ином участке фронта, просто потому что там находятся наши подразделения. Мы можем делать предложения Генштабу для решения оперативных и тактических задач», – сказал радикальный украинский политик, подчеркнув, что «субординация будет сохраняться – без этого невозможно воевать».
Примерно тогда же Семенченко сообщил, что добровольцам нужен человек с полномочиями, который бы смог возглавить объединение неподконтрольных батальонов.
Харьковский политолог Владимир Фесенко в интервью газете ВЗГЛЯД не высказал большого доверия заявлениям Семенченко, отметив, что надо дождаться подтверждения информации о «параллельном генштабе» из более надежных источников. При этом он отметил, что «сама идея «параллельного генштаба» исходит от Коломойского или его ближайшего окружения». «Думаю, это способ усиления влияния Коломойского на среду добровольческих отрядов. Но это не значит, что эта идея сработает. То, что есть батальоны, которые были созданы при прямом содействии Коломойского, не означает, что они будут выполнять любой приказ Коломойского. Когда в России говорят, что это частная армия Коломойского – это непонимание ситуации. Это не частная армия. Большинство людей там – активисты Майдана либо люди идейные, и они не будут выполнять любой приказ олигарха. И если завтра Игорь Валерьевич скажет: «Вперед, на Киев!» – еще вопрос, на кого они пойдут. Но идея такая – он хочет увеличить свое влияние на эту среду и показать свою силу президенту Порошенко», – сказал политолог.
Свое сомнение относительно заявления Семенченко он объяснил так: «Отношение к Семенченко в среде командиров добровольческих батальонов очень неоднозначное. Его авторитет за последние полгода сильно снизился, в том числе за его не очень ординарное поведение в Верховной раде. Что соответствует действительности и будет влиять на ситуацию – резко усилившееся критическое отношение к руководству Генштаба. И в ближайшее время с высокой степенью вероятности можно ожидать ухода начальника Генштаба».
Украинский политолог не согласен с российскими экспертами, по мнению которых добровольческие вооруженные формирования не подчиняются центральному командованию. «Они действуют в рамках общего командования, подчиняются различным структурам. Есть проблема недоверия нынешнему руководству Генштаба. Но считать их анархическими формированиями было бы неправильно», – считает он.
Весной прошлого года в украинском обществе начался бурный националистический подъем, а активисты Майдана тысячами начали записываться в нацгвардию и различного рода «батальоны». Воевать рвались не только украинские националисты и сторонники украинского сепаратизма, но и идейные нацисты из разных стран. Из такого рода публики были сформированы несколько десятков вооруженных формирований, где им раздавали оружие и удостоверения. Некоторые оформили как спецбатальоны МВД, другие – как батальоны территориальной обороны, подчиняющиеся военному ведомству.
Некоторые эксперты считают, что добровольческие батальоны являются наиболее боеспособными среди киевских вооруженных формирований, поскольку у их членов высокая мотивация и, как следствие, стойкость. Другие, наоборот, низко оценивают их боевые качества, говоря, что набранный с Майдана сброд демонстрирует свою храбрость при сведении счетов с мирными жителями, а о его боевой выучке говорить не приходится. Однако все сходятся во мнении, что значительная часть батальонов, во-первых, подчиняется центральным властям лишь номинально, а во-вторых, слово «карательный», над которым украинские патриоты смеются как над штампом российской пропаганды, может быть применимо к ним без всяких натяжек. Сколько жертв среди мирных жителей на счету этих штурмовиков, не скажет никто, однако в том, что они есть, не сомневаются даже уважаемые и не симпатизирующие России международные организации. Кроме того, есть множество свидетельств, как боевики бесчинствовали в районах Украины, не охваченных войной, вплоть до захватов предприятий. А бессудные ночные аресты в «зоне АТО» со всеми подробностями задокументированы западными журналистами.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ