«Обама до сих пор не сделал ни единого заявления. Он мог бы проявить хоть каплю уважения к людям. Три человека, с завидной биографией. И даже ни слова сочувствия. А молчание в данном случае просто предосудительно. Если вы остаетесь немы перед лицом подобного инцидента и не делаете заявления, мир останется нем по отношению к вам».
Шесть тысяч лет назад злобный ученый Якуб, отбирая самых светлых младенцев из сплошь черного человечества, создал «белую демоническую расу» для издевательств над расой чернокожей – богоизбранной
Эти слова президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган произнес, заочно обращаясь к американскому коллеге. О чем речь, понятно – о разыгравшейся возле кампуса Университета Северной Каролины трагедии, когда трое студентов-мусульман были убиты на парковке выстрелами в голову. Понятно и то, что речь Эрдогана адресовалась не столько Обаме, сколько мусульманам вообще.
Защита единоверцев там, где исламский мир примыкает к западному, – это геополитическая стратегия лидера правящей в Турции исламистской Партии справедливости и развития. Не первый год Эрдоган перехватывает повестку у двух злейших врагов – шиитского Ирана и ваххабитской Саудовской Аравии, явно претендуя на то, чтобы Анкара стала политическим лидером исламского мира. А в борьбе за это защита мусульман и критика «мирового шайтана» (то есть США) – единственная возможная тактика.
Эрдогану не впервой конфликтовать с Западом. Будучи лидером страны – члена НАТО и кандидата в члены ЕС, он вдрызг разругался с администрацией Буша из-за планируемой Анкарой интервенции в Ирак для борьбы с курдами. Он откровенно злит Вашингтон и Брюссель, выстраивая партнерские отношения с Москвой и показательно воздерживаясь от критики её действий в отношении Украины. Являясь политиком авторитарного типа, он в глаза заявляет европейцам, что ЕС должен учиться демократии у Турции, а не наоборот. Он не боится громких ссор ни с Китаем, который обвиняет в геноциде мусульман-уйгуров, ни с Израилем, уравнивая в своих речах сионизм и фашизм. И, несмотря на то, что Эрдоган уже настроил против себя почти весь западный мир (в том числе весьма жестким подавлением оппозиции у себя на родине), он крепко сидит в своем кресле. Не прошли ни попытка студенческой революции, ни заговор элит, сломлено противодействие генералов, пережит крупный коррупционный скандал, разогнаны недовольные. С Эрдоганом вынужденно считаются.
Журналисты нередко сравнивают его с Путиным и замечают, что в политике Эрдоган – редкостный везунчик. Повезло ему и теперь. Ведь это ж надо было не сорваться – выдержать приличную паузу, после чего выкатить претензию Обаме в неуважении к мусульманам, а в конце концов и впрямь дождаться от Белого дома соболезнований. Разумеется, вряд ли Обама, говоря о трагедии и о подключении ФБР к расследованию оной, пошел на поводу у Эрдогана. Но для всего исламского мира это выглядит так, будто президент США устыдился слов президента Турции. Выглядит так, будто Анкара заставила Вашингтон защитить мусульман. Настоящая заявка на лидерство.
На деле прервать молчание Обаму, конечно, заставил не Эрдоган, а диссонанс вокруг убийства студента-стоматолога Диха Шадди Бараката, его 21-летней жены и ее 19-летней свояченицы. В похоронах приняло участие пять тысяч человек, а все сочувствующие погибшим (как единоверцам или как меньшинствам) хором настаивают, что убили их именно потому, что они – мусульмане. Мол, на мусульман в США идет охота, мусульмане в опасности, а правительство покрывает шовинистов. Доколе?
Правда, расследование показывает, что добровольно сдавшийся полиции убийца – 46-летний Крейг Стивен Хикс – был далек от идей насильственной борьбы с исламом. Члены его семьи категоричны: обычный бытовой конфликт, каких что в США, что в России тысячи и десятки тысяч. Если конкретнее, не поделили место на парковке. Хикс неоднократно просил студентов не парковаться тут, на его месте, а они всё равно паркуются. Вспылил – и вот вам три трупа.
Но исламские активисты неумолимы: убийца – исламофоб, фашист, враг свободы и равенства. Доказательств у этой громкой прокурорской линии ровно одно: после изучения аккаунта подозреваемого на «Фейсбуке» выяснилось, что он засветился на нескольких антиклерикальных акциях и периодически цитировал в своем блоге тех, кто критиковал мировые религии, одним словом, Хикс был атеистом.
Для русского уха это, конечно, издевательство, а не доказательство: убийства на почве религиозной ненависти у нас справедливо воспринимают как преступление со стороны фанатиков другой религии – от ислама до сатанизма, и справедливость этой оценки подтверждает вся мировая история (особенно если исходить из того, что коммунизм тоже разновидность религии). Не так в США: если отрицал единого бога, значит, ненавидел и поклоняющихся единому богу. Многие верят.
Нужно понять одну простую вещь: для большинства американцев атеист – это почти ругательство. Рейган назвал Советский Союз «империей зла» не потому, что им правили коммунисты, а потому, что им правили атеисты. Свобода совести для США – святое дело, верь в любого Бога, но верь! Мы все – верим, об этом даже на деньгах написано.
Насколько всё серьезно, можно проследить по публичной политике. Эпоха васпов (если брать уже – эпоха мужчин-традиционалистов) давно в прошлом. Политик-женщина – прекрасно. Политик-чернокожий – замечательно. Латиноамериканец – великолепно. Мормон, католик, буддист – да пожалуйста. Гомосексуалист – тоже не проблема. Но признание в том, что ты – атеист равносильно политическому самоубийству, если только твой избирательный округ не находится на развитом урбанизированном севере и не располагает высокой концентрацией образованной молодежи, творческой интеллигенции и мигрантов с правом голоса. В прочих случаях – ни-ни. Разом отвернутся избиратели всех рас, языков, полов и политических ориентаций.
В общем, будь Хикс истовым протестантом, фанатом оружия и критиком «понаехавших» (а он таких напоминает и внешне, и привычками – дома нашли целый арсенал, 12 разнообразных стволов), у него обязательно нашлись бы защитники из числа таких же (Северная Каролина – консервативный штат). Но Хикс, вопреки всем внешним признакам, атеист, ему никто не посочувствует, а потому и с версией толпы «убийство на почве ненависти к мусульманам» спорят как-то вяло, без огонька.
Тем более что вот вам неопрятный убийца-атеист, а вот милые студенты-отличники (Диха Баракат на своем факультете занял второе место в конкурсе «студент года», занимался благотворительностью и собирался поехать в Турцию, чтобы помогать сирийцам-беженцам, о чем, видимо, знал Эрдоган, отсюда и «завидная биография»). По факту это означает, что какой бы вердикт о мотивах убийцы ни вынес суд, мусульманам (при активной поддержке левых) удастся сделать троих студентов «сакральной жертвой». А следствием этого станет желаемое – увеличение политического влияния ислама в главной стране западного мира.
В отличие от государств Западной Европы, в США мусульман немного. При тамошней переписи не указывают вероисповедание, но по подсчетам социологов и демографов – где-то в районе 2,5 миллионов человек, 0,6% населения. Если распределять этнически, в основном это чернокожие с долей более чем в 40%, следом идут «белые» (в местной классификации) мусульмане – от арабов до чеченцев, «бронза» – за выходцами из стран Юго-Восточной Азии (Малайзии, Индонезии и проч.).
Муаммар Каддафи довольно долгое время финансировал «Нацию ислама», надеясь тем самым подточить «мирового шайтана» изнутри
Факторов, ввиду которых США не обзавелись значительной мусульманской «прожилкой», множество, объяснение не ограничивается одним отсутствием колоний в исламском мире. Тут и ревностное отношение к христианству, и занятость ниши дешевого труда (Viva La Mexico!), и скромность миграционных волн из исламских стран (одна из самых значительных – из Турции после Первой мировой войны), и политика «плавильного котла», в результате чего мусульмане не образовывали крупных общин, а их потомки нередко принимали христианство.
Сейчас играют свою роль и относительно жесткий миграционный режим, и отсутствие многих социальных гарантий (с учетом первого и второго мигранту-мусульманину логичнее выбрать Канаду), и, наконец, устоявшееся в глобальном масштабе мнение, что США не любят мусульман, а мусульмане не любят США. Мнение это устоялось небеспричинно, причем есть на то и причины сугубо внутренние.
Долгие годы главным брендом «американского мусульманства» было движение «Нация ислама», возникшее еще в 30-х годах прошлого века. И оно, в общем-то, не столько про религию, сколько про политику, точнее – про борьбу чернокожих за свои права. Ислам стал для них «правильной верой», отличной от веры «белых угнетателей», то есть цементом для новой «афроамериканской нации».
При этом, строго говоря, считать членов «Нации ислама» мусульманами можно только с обывательской точки зрения христианина или атеиста. Для правоверного они – типичная секта (на сей счет существуют и фетвы, а с фетвами не спорят). Не считают обязательным хадж, намаз и пост в Рамадан (три из пяти столпов, между прочим). Чтут своего основателя Элайджу Мухаммада Пула как воплощение Аллаха. Верят в то, во что не станет верить ни один нормальный человек. Например, в то, что живший шесть тысяч лет назад злобный ученый Якуб (он же – знаменитый пророк Иаков, давший имя «лестнице в небо») осуществил селекцию – отбирая самых светлых младенцев из сплошь черного человечества, создал «белую демоническую расу» для издевательств над расой чернокожей – богоизбранной.
Проще говоря, идеологией «Нации ислама» является черный расизм самого радикального толка. Второй столп их программы – антиамериканизм, тоже весьма злобный. Элайджа Мухаммад успел отсидеть за антиамериканскую деятельность еще в годы Второй мировой войны (способствовал дезертирству и «откосу» от призыва), а нынешний лидер НИ Луис Фаррахан позволяет себе заявления в духе «Бог не дал Японии и Европе свергнуть США, но дарует эту честь мусульманам».
Стоит также отметить, что в деле угнетения богоизбранных чернокожих заметную конкуренцию белым американцам составляют евреи. «Кто правит нашим черным обществом? Так называемые евреи. Кто сосет кровь черного общества? Белый самозванец араб и белый самозванец еврей», – это цитата из Фаррахана. «Евреи в полной мере связаны с величайшим преступлением, когда-либо предпринимавшимся против человечества – африканским Холокостом», – это тоже Фаррахан. Даже Гитлера он не раз вспоминал теплым словом, но до сих пор в деле. Ничего не поделаешь – свобода слова.
#{religion}Влияние «Нации ислама» на общественно-политическую жизнь США было достаточно велико. Мухаммед Али, Снуп Догг, Баста Раймс, Айс Кьюб – это лица «Нации ислама». Легендарный Малколм Икс – одновременно и соратник, и антипод Мартина Лютера Кинга (Кинг был за мирное сосуществование с белыми, Икс – за войну с ними) тоже выходец из «Нации ислама» (бывшие соратники его, раскольника, впоследствии и убили).
Знаменитая акция 1995 года «Марш миллиона черных мужчин на Вашингтон» – это акция «Нации ислама» (до столицы, по разным подсчетам, тогда дошли от 400 тысяч до двух миллионов человек при общей численности НИ в 50 тысяч). И главное, Фаррахан развил бурную международную деятельность – с ним, с сектантом, контактировали и «Хезболла», и режим суданского диктатора Омара аль-Башира, а Муаммар Каддафи и вовсе щедро финансировал НИ довольно длительное время, надеясь тем самым подточить «мирового шайтана» – Америку – изнутри.
Однако с некоторых пор секта черных расистов потеряла монополию на бренд американского ислама. В наше время инициатива находится в руках вполне традиционных мусульман, влияние которых резко увеличилось после – как это ни парадоксально слышать – 11 сентября 2001 года. Да, с одной стороны, многие статусные мусульмане стали объектом слежки со стороны ЦРУ (причем речь шла даже не о вере, а о происхождении, чуть ли не о «подозрительном» имени-фамилии). Но, с другой, для американских мусульман настала «золотая эра». Объяснение этому простое: небезосновательно опасаясь, что вооруженную страну поразит исламофобия (а исламофобия не к лицу «стране свободных и равных»), элиты стали усиленно давить в противоположном направлении. Даже Джордж Буш-младший, объясняя, что не все мусульмане – террористы, пару раз цитировал Коран, а уж про левых, демократов и прочих борцов за равенство и говорить нечего. С американцев-мусульман стали сдувать пылинки, либеральная пресса горой встала на их защиту, иметь в своей политической команде мусульманина стало очень политкорректным, то есть почти обязательным.
Параллельно с этим в США заметно росло и общее количество последователей ислама. Во-первых, хотя рождаемость в Америке по западным меркам относительно высока почти во всех социальных группах, мусульмане рожают все-таки охотнее. Во-вторых, почти в три раза вырос уровень миграции из исламских стран – да, речь в основном шла о квалифицированных специалистах, но все-таки. Появилось то, чего не было прежде – крупные мусульманские коммьюнити. Наибольшие исламские общины (до 5–8% населения) проживают в богатых и мультикультурных Калифорнии и Нью-Йорке, в либеральных Массачусетсе и Нью-Джерси, а также в Иллинойсе и Мичигане. Если и тут нужны уточнения, вот они: в Чикаго (Иллинойс) находится штаб-квартира «Нации ислама», в «черном городе Детройте» (Мичиган) она находилась прежде, кроме того, именно в Мичигане расположился Американский исламский центр – самая крупная мечеть Северной Америки.
Именно из этих мест консервативные СМИ и сторонники республиканцев выносят наиболее тревожные вести. В том же Мичигане уже и брошюры раздают типа «Как не допустить дискриминации и оборудовать на вашем предприятии молельную комнату для мусульман». Не отстают и другие штаты. В Минессоте, ужасается пресса, некоторые таксисты отказываются брать пассажиров с собаками (в исламе собака нечистое животное), а некоторые кассиры в супермаркетах не пробивают покупателям свинину и алкоголь. В Техасе вообще кошмар – мусульманин убил бывшую жену и двоих детей, так как дочь начала встречаться с кафиром. «Америка исламизируется!» – это сейчас нередкий заголовок в газетах. Да, в региональных и идеологизированных газетах, но все-таки в газетах.
Лоббизмом интересов американских мусульман теперь занимаются несколько организаций, наиболее активная из которых – Council on American-Islamic Relation (CAIR). Её активисты открыто призывают единоверцев эмигрировать в Америку, чтобы повысить в ней влияние ислама демократическим путем. В то же время мусульманин в высшей политической элите перестает быть экзотикой, чему прямо способствует левая политика Обамы. Один из его наиболее высокопоставленных назначенцев – Мохамед Илибиари, член Консультативной группы по национальной безопасности, которого ряд СМИ связывают с движением «Братья-мусульмане*». Менее высокопоставленные, но не менее влиятельные – это исламские (в основном, турецкие) бизнесмены, спонсирующие Демпартию. Более того, с некоторых пор мусульмане-демократы побеждают и на прямых выборах. Кит Эллисон, ставший первым в истории США конгрессменом-мусульманином, сделал это еще в 2006-м и уже неоднократно переизбирался (что характерно, именно от Миннесоты). Вторым мусульманином в Конгрессе два года спустя стал Андре Карсон, некогда – активист «Марша миллионов», связанный с CAIR.
Причем Карсон неофит, представитель новообращенных мусульман, и это еще одна тенденция, которую активно обсуждают в США. Левая интеллигенция – с воодушевлением, демократы – с удовлетворением, республиканцы – с тревогой, а наиболее консервативная часть общества (Юг, село, реднеки, «Движение чаепития») – с очевидной паникой. Но даже последние признают, что данный тренд вряд ли удастся переломить.
Конечно, даже в самой отдаленной перспективе Вашингтон не станет столицей исламского государства. Говорить о том, что мусульмане начнут задавать тон на Капитолийском холме, также не приходится. Пока это гораздо более простая история – история про то, как конфликт из-за парковочного места перерос в трагедию, и эта трагедия дала американским мусульманам очередной шанс увеличить свое влияние в США, а турецким исламистам – во всём исламском мире.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ