Общество

Алексей Лебедев
Заведующий лабораторией музейного проектирования РИК

«Шокировать, напугать, оскорбить, унизить – вот главная цель»

28 октября 2015, 08:26

Фото: из личного архива

Очередной акт вандализма совершили террористы из ИГИЛ. На этот раз они взорвали колонны в древнем городе Пальмира в Сирии. При этом к колоннам были привязаны схваченные в окрестностях люди, которых таким образом казнили.

Некоторые вещи, о которых сообщалось, что они уничтожены, появляются на рынке

Пальмира была одним из богатейших городов поздней античности, располагаясь в оазисе Сирийской пустыни между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго. Развалины Пальмиры признаны ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

Пальмира перешла под контроль боевиков в середине мая. Перед тем как оставить город, сирийская армия эвакуировала большую часть его жителей и наиболее ценные исторические реликвии центрального музея Пальмиры. После захвата города под угрозой уничтожения оказались древние развалины и храмы.

В начале октября боевики ИГ взорвали античную Триумфальную арку в Пальмире. Ее возведение датируется концом второго века нашей эры, временем правления императора Септимия Севера. Она была построена, как и весь город, в римском стиле.

В начале сентября террористы взорвали три погребальные башни в городе. Разрушению подверглась в том числе одна из самых известных башен – погребальная башня Элахбела (103 год нашей эры), под которой сохранился подземный склеп.

В августе боевики ИГ взорвали античный храм Баал-Шамин в Пальмире, построенный в первом веке нашей эры и посвященный верховному богу Баалу, сравнимому с греческим Зевсом. Он является частью комплекса руин древнего города Тадмор. Храм был частично восстановлен.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к доктору искусствоведения, руководителю лаборатории музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВШЭ, бывшему заместителю директора Института культурного природного наследия Алексею Лебедеву с просьбой рассказать о судьбе культурного наследия региона.

ВЗГЛЯД: Алексей Валентинович, каков масштаб потерь памятников?

По мнению Алексея Лебедева, часть объектов могут быть восстановлены (фото: facebook.com/alexey.v.lebedev)

Алексей Лебедев: Должен сразу сделать одну оговорку: все, что мы знаем о происходящем, известно со слов самих разрушителей. Мы знаем то, что они хотят нам показать и рассказать, и в этом смысле мы не можем объективно оценить масштаб разрушений, потому что тем самым невольно становимся людьми, которые принимают на веру то, что им пытаются «впарить». Имея в виду «добросовестность», «честность» и «порядочность» того, кто подает эту информацию, надо понимать, что она может быть, мягко говоря, не совсем точна.

Вторая сторона: если верить тому, что говорится, то эти разрушения велики. Алеппо и Пальмира – два уникальных исторических объекта. И они находятся под серьезной угрозой, и там уже есть необратимые утраты.

При этом надо понимать еще и следующее: некоторые вещи, о которых сообщалось, что они уничтожены, появляются на рынке.

Ролики, которые выкладывают боевики ИГИЛ*, где они что-то разрушают, разбивают кувалдами и т. д., на меня производят впечатление постановочных. Это не хроника, а некоторая демонстрация, рассчитанная на оскорбление, плевок в лицо мировому сообществу. Шокировать, напугать, оскорбить, унизить – вот главная цель. Поэтому меня все время не покидает странное чувство двойственности ощущений: с одной стороны, гибнут памятники мировой культуры, с другой стороны, происходящее одновременно напоминает какой-то фарс. То есть там фарс и трагедия в одной упаковке.

ВЗГЛЯД: А если принять на веру предоставляемые фото- и видеоматериалы?

Алексей Лебедев: Утрачено некоторое количество памятников, в основном Античности, а также Древнего Востока. Античный храм Бэла в Пальмире, который, судя по сообщениям, уничтожили боевики, был очень хорош. Я его видел, и это выдающийся памятник.

Проблема в том, что там нет ни одного объективного наблюдателя. Боевики нам поведали, что взорвали храм, вроде как целиком. Но там нет ни одного нормального журналиста и ни одного нормального специалиста по Античности, который бы мог сказать, насколько это серьезно.

Бывает так, что объект, выглядящий не очень поврежденным, на самом деле утрачен безвозвратно. А то, что выглядит разрушенным полностью, может быть отреставрировано и восстановлено. Не всегда внешний вид говорит о реальном масштабе утрат. Нужно серьезное обследование и изучение.

Пальмира – это целый город. Пока речь идет о единичных объектах, наиболее видимых и известных. Опираясь на то, что они нам хотят сообщить, я пока не вижу, собственно говоря, последовательного тотального разрушения. Я вижу уничтожение отдельных объектов с шумной пиар-кампанией вокруг каждой этой акции.

ВЗГЛЯД: Чем может быть объяснено то, что разрушение памятника использовали одновременно для казни?

А. Л.: А когда показывали казни людей? Это же явно срежиссированные изуверские спектакли, постановки. Что тут можно сказать? Варварство такое. Я не специалист по радикальному исламу, но они все время декларируют идею о том, что человек должен общаться с Аллахом напрямую, и для этого ему не нужны никакие материальные посредники. И они с той же легкостью уничтожают и мусульманские памятники. Это не борьба с иной верой, а борьба с любыми материальными проявлениями культуры.

ВЗГЛЯД: У вас не возникает ассоциаций с историческими событиями предшествующих веков?

А. Л.: Я не вижу прямых параллелей, и вот почему. В древние времена подобного рода вандализм имел, как ни странно это звучит, более прагматические цели. Иконоборчество в Византии было формой реализации религиозной доктрины. Были случаи, когда города сравнивались с землей, но смысл был в том, чтобы они никогда не возродились, как разрушенный римлянами Карфаген.

Здесь целью, по моим впечатлениям, является оскорбление, демонстрация безнаказанности, если угодно. Но это надо спрашивать у специалистов по исламу. Для меня это, честно говоря, настолько отвратительно, что я не могу даже здраво рассуждать на эту тему.

ВЗГЛЯД: Есть ли вероятность, что какие-то из разрушенных памятников будут восстановлены усилиями реставраторов?

А. Л.: Если разрушена какая-то постройка, но все ее составные части целы и есть чертежи, можно ее восстановить из тех же деталей.

ВЗГЛЯД: Характеристики материалов позволяют это?

А. Л.: Известняк, который применялся при постройке этих памятников, – один из самых мягких материалов. Он широко использовался, потому что легок в обработке. Но тем не менее он достаточно долговечен.

В истории нередки случаи, когда без всяких взрывов разбирали постройку, брали камень и использовали для другой постройки. Вот эта ситуация уже необратима. А если обломки валяются, надо смотреть, что сохранилось более или менее целым, и может оказаться, что здание подлежит восстановлению.

ВЗГЛЯД: Что делает в этой ситуации ЮНЕСКО?

А. Л.: Время ЮНЕСКО наступит, когда в Пальмиру и Алеппо придут вменяемые люди, которые захотят восстановить утраченное. Я бы сказал, когда эта территория окажется под контролем договоропригодного субъекта. Тогда наступит время специалистов, время реставрации. А сейчас там террористы.

ВЗГЛЯД: Как обстояли дела с сохранением культурного наследия в стране до начала войны?

А. Л.: Сирия – страна не очень богатая, но тем не менее это страна, где был туризм. Некоторая индустрия там работала, и лично я в 2007 году по всем этим памятникам проехался. Что такое Пальмира? Пустыня, в центре оазис, рядом небольшой современный городок. Ездят туда люди по дороге и смотрят.

Была нормальная страна, где были музеи, где были специалисты по древностям. Возможно, у них не хватало денег на масштабные реставрационные, но сохранение, учет – все было.

Естественное разрушение подобных памятников быстро протекает в условиях холодного климата, когда вода затекает в щели, в холодное время года замерзает и разывает камень. А там сухо, снега нет, льда нет. Ну и стоят эти памятники там веками. И еще бы века простояли. Основная угроза таким памятникам, если это не войны и сознательные разрушения, – землетрясения. Вторая угроза состоит в том, что местное население может растаскивать это для бытовых нужд. Но в Сирии они как-то охранялись.

ВЗГЛЯД: Какая работа должна быть проделана после того, как боевиков выбьют из региона?

А. Л.: Предстоит та же работа, которая всегда делается после боевых действий. Первое – инвентаризация, перечень того, что уничтожено, и оценка возможности восстановления. А дальше – работы по восстановлению или по консервации. Но тут есть вторая сторона дела – по правилам ЮНЕСКО.

Нужно сохранять древность, а не делать новодел, похожий на древность. Соответственно, если надо восстанавливать, придется решать вопрос о мере новодельности и искать средства.

ВЗГЛЯД: Где могут быть найдены эти средства?

А. Л.: Имея в виду ситуацию, которая там сложилась, – международные организации. Сейчас ЮНЕСКО протестует, а на следующем шаге может и сбор средств открыть.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Число погибших при атаке дронов в Белгородской области возросло до семи человек
Темы дня

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Ракетчики ЮФО и ВМФ начали подготовку к учениям с тактическим ядерным оружием

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

Президент Киргизии решил приехать на парад Победы в Москве

Президент Киргизии Садыр Жапаров собирается 8 мая принять участие в юбилейном саммите Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и параде Победы 9 мая в Москве, сообщили в администрации главы республики.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

При атаке дронов в Белгородской области погибли семь человек

Число погибших в результате атаки БПЛА ВСУ на машины ГК «Агро-Белогорье» в Белгородской области возросло до семи, сообщили в пресс-службе группы компаний «Агро-Белогорье».

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Лавров «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

В США назвали условие для ввода войск на Украину

В США не исключили военного вмешательства в конфликт, чтобы избежать падения Украины, заявил лидер демократов в Палате представителей Хаким Джеффрис.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В Демпартии США задумались о замене Байдена на Мишель Обаму

В США среди демократов ходит слух о том, что президент Джо Байден на предстоящих выборах может уступить место экс-первой леди Мишель Обаме, сообщает немецкое издание Spiegel.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Власти Грузии указали на желание радикалов увидеть жертвы по примеру «майдана»

Протестующие в Тбилиси против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» радикалы «фактически анонсируют» жертвы по примеру «майдана», заявила депутат от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?