В пятницу группа милиционеров, включая офицеров, перешедших на сторону оппозиционеров, прибыла в Киев из Львова для охраны майдановцев. По информации местной прессы, из автобуса вышли порядка 100 человек – большинство в форме, но некоторые милиционеры были в штатском. Вместе с правоохранителями в Киев прибыли офицеры в отставке и афганцы.
Их встретил экс-министр МВД Юрий Луценко, который ранее во Львове призвал бывших и действующих силовиков с оружием ехать защищать Майдан. Он провел для них инструктаж. Согласно ему, правоохранители должны знать место нахождения штаба самообороны и госпиталей. В разговоре с журналистами Луценко заявил, что главная задача прибывших – встать на защиту Майдана. «Все они прибыли с табельным оружием. Они будут выполнять строго закон о милиции», – заявил Луценко.
О том, какова будет задача этих милиционеров и как это соотносится со статусом работника правоохранительных органов, газете ВЗГЛЯД рассказал генерал-лейтенант милиции в отставке, депутат Госдумы третьего, четвертого и пятого созывов Александр Гуров.
ВЗГЛЯД: Александр Иванович, эти милиционеры и офицеры, которые приехали из Львова в Киев с табельным оружием, нарушили устав?
Александр Гуров: Милиционеры должны чтить устав. Согласно последней информации, они якобы приехали не для защиты майдановцев, а чтобы выстроить живую цепь между противоборствующими сторонами – между «Беркутом» и своими западенцами, чтобы предотвратить несчастные случаи, убийства. Если это на самом деле так, то что тут сделаешь. Хотя мало верится, что они специально поехали ради этой цели, но если это так, то здесь ничего страшного нет. Они как бы не хотят вставать на чью-либо сторону, а хотят образовать живую цепочку. Но если они приехали с целью встать на сторону оппозиции, то это предательство.
Александр Гуров (Фото: ormvd.ru) |
ВЗГЛЯД: К какой точке зрения вы склоняетесь больше? Они образуют живую цепь или встанут на сторону противников действующих властей?
А. Г.: Я больше склоняюсь к точке зрения, что они приехали поддержать майдановцев. Вот каким образом они собираются это сделать – пока никто не знает. Даже выстраивание такой цепочки – это тоже поддержка! Это лишний раз говорит о том, что Западная Украина по своим историческим, экономическим, политическим и прочим формам далеко стоит от остальной части страны.
ВЗГЛЯД: А что остается делать в таком случае «Беркуту»?
А. Г.: Мне жалко «Беркут». Милицию жалко, ее предали – и еще судить будут... Со мной связывались представители «Беркута». Кругом идут повальные грабежи. Сам «Беркут» загнан в клетку... Мне кажется, что милиция должна была полностью уйти в сторону и дать два дня на разграбление, чтобы народ окончательно осознал, что такое анархия, а потом военные должны были бы взять власть и навести в течение года порядок, передать правление в гражданские руки в результате выборов. То, что происходит на Украине, даже переворотом не назовешь. Это изгнание группировкой нынешней власти с помощью бандитов и зарубежных благожелателей.
ВЗГЛЯД: Каков статус львовских милиционеров? Они отпросились у начальства? Или подчиняются местному начальству, которое, в свою очередь, перестало подчиняться МВД Украины?
А. Г.: Какой статус, когда там нет власти! Вся Львовская область парализована, начиная с губернатора. Милиция, считай, разогнана. Захвачены оружейные арсеналы. Эти милиционеры взяли и поехали. Никто не может выяснить, давал ли им кто команду, направлял ли. Но какая разница, направляли их или нет.
ВЗГЛЯД: Что происходит в МВД Украины? Руководство сохраняет контроль?
А. Г.: В МВД Украины сохраняется организация. Но я не уверен, что «Беркут» будет действовать так, как он действовал ранее. Потому что его предали. Слишком много беркутовцев убито, ранено и изувечено. Они молчали, они терпели. Я удивляюсь их терпению. Это геройский поступок – стоять со щитами. Теперь им дали одни свистки. Они должны кинуть эти свистки в Раду и сказать: «Сами свистите, а мы в ваши игры не играем». С милицией, как со скотом, обращаться нельзя.
ВЗГЛЯД: В большинстве своем милицейское начальство получало образование еще во времена СССР. Каков сейчас менталитет украинской милиции? Сильно ли он изменился за два десятилетия?
А. Г.: Коррупции больше, чем в России. Менталитет остался тот же, исключая Западную Украину. Это можно сравнить со спорами чумы или язвы, которые до поры до времени незаметны, а чуть копнул – и она пошла вверх. Вот копнули – и вся Западная Украина поднялась. Что ей не хватало? В чем дело? Не платили пенсии, работы нет? Но она же поднялась с портретами Бандеры. Значит, это не просто захват власти. Это продолжение националистических традиций. Они этого и не скрывают. Этот менталитет будет воплощен в организационные формы.
ВЗГЛЯД: После стабилизации обстановки будут ли применяться санкции к тем милиционерам, которые приехали на Майдан?
А. Г.: Закроют глаза на все. Уже сейчас на все закрыли и сказали, что не будет никакого привлечения к уголовной ответственности, как бы ни развивалась ситуация. А сам момент с отправкой этих милиционеров – это лишний укольчик, повод, чтобы опять заявить, что «наших западенцев бьют». Нет, все будет с чистого листа. Вся банда окажется безнаказанной. Снайперов, которые стреляли из охотничьего карабина по беркутовцам, их тоже не будут судить. Вся эта группировка формировалась не один год. В этом виноваты все президенты, а не один Янукович. Так просто не возникают боевые группы и роты, разделенные на десятки, сотни. Это будет постоянная бомба. Малейшее отступление, которое там кому-то не понравится, опять вызовет Майдан.