Права
Сами пешеходы вряд ли будут это соблюдать, и никто за этим следить не будет
Российское правительство ужесточило процедуру возврата прав водителям, которые их лишились, и внесло ряд других изменений в ПДД, сообщается в пятницу на сайте Кабмина.
«Возврат водительского удостоверения лицам, лишенным права управления транспортными средствами, после утраты оснований прекращения действия права на управление производится подразделениями ГИБДД МВД России после проверки знаний ими правил дорожного движения», – говорится в документе.
Кроме того, несколько пунктов измененных правил посвящены пьяным водителям, которые должны будут заново проходить и медкомиссию:
«Лица, лишенные права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных чч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо за совершение преступлений, предусмотренных чч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК, кроме того, представляют медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, выданное после прекращения действия права на управление транспортными средствами», – отмечается в документе.
Также водители, управляющие автомобилями в состоянии алкогольного опьянения, не смогут занимать определенные должности. Их будут привлекать не только к административной, но и к уголовной ответственности за ряд правонарушений, совершенных повторно.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, инициатива о пересдаче экзамена правильная.
«Понятно, что, если человек надолго был лишен прав, освежить в памяти правила было бы нелишним. Есть страны, где в таких случаях и практическую часть пересдают», – отметил он.
В то же время эксперт высказал опасения, что в России такие пересдачи могут стать формальностью и почвой для злоупотреблений: «В наших условиях зачесть человеку какой-то экзамен большого труда не составит. Все предложенные меры работают в некоррумпированных системах, а у нас это может только увеличить зависимость человека от полицейских и подстегнуть последних к коррупции. Пока порядок в ГИБДД не наведем, побочные последствия этих реформ могут перевесить все положительные моменты», – поделился он опасениями.
В свою очередь директор клуба безопасного управления автомобилем Extrim Drive Сергей Романчиков сказал газете ВЗГЛЯД, что не совсем правильно заставлять пересдавать экзамены всех автолюбителей, лишенных прав.
«Наверное, нужно сначала посмотреть, за что лишили. Пересдача экзамена по ПДД должна быть связана с тем, что этот человек их не знает, забыл или в свое время что-то неправильно сделал. А по нашему законодательству водительских прав могут лишить и за многие другие вещи», – сказал он.
Светоотражатели и переходы
Другой документ, размещенный в пятницу на сайте правительства России, рассказывает об изменениях в правилах, которые, по задумке авторов, должны поспособствовать сокращению числа ДТП с участием пешеходов.
По результатам анализа причин совершения аварий МВД сделало вывод, что «в ряде случаев такие дорожно-транспортные происшествия были вызваны отсутствием у водителей четкого понимания алгоритма действий в случае неожиданного выхода пешехода на проезжую часть».
После чего была уточнена формулировка термина «пешеходный переход»: теперь соответствующая область распространяется и на место пересечения трамвайных путей.
Кроме того, вводится запрет на обгон на нерегулируемом пешеходном переходе – вне зависимости от наличия на нем пешеходов.
Наконец, пешеходов при движении по проезжей части вне населенных пунктов в темное время суток с 1 июля следующего года обязывают носить на одежде светоотражающие элементы.
По мнению главы движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, изменения, касающиеся пешеходных переходов, вполне логичны. Также он пояснил, что под обгоном на нерегулируемом перекрестке понимается именно выезд на встречную полосу, а не просто перестроение.
«У нас несколько лет назад поменялись правила обгона. Теперь обгоном считается опережение транспортного средства с обязательным выездом на полосу встречного движения, – отметил он. – А водители действительно часто не учитывают пешеходные переходы при обгонах, и особенно это опасно на скоростных трассах».
Идею ввести светоотражатели Похмелкин абсолютно поддерживает и даже идет дальше: «Сами пешеходы вряд ли будут это соблюдать, и никто за этим следить не будет. Я бы сделал так, как уже сделали в ряде других стран – просто обязал бы производителей одежды, особенно зимней, выпускать ее только со светоотражающими элементами. Вдобавок ввел бы моду на них и всячески поощрял бы. Тогда у пешеходов просто не будет вариантов, если вся одежда будет оснащена такими устройствами», – уверен он.
Такого же мнения придерживается и глава клуба безопасного управления автомобилем Сергей Романчиков: «Нужно обязать производителей одежды хотя бы какую-то тонкую светоотражающую полоску вводить».
Причем, по его словам, ношение такой одежды могло бы касаться не только загородных трасс, но и больших городов, даже Москвы, где не все улицы и не всегда хорошо освещены.
«В городах дороги в основном гораздо освещеннее, – пояснил он. – На загородных трассах эта проблема, конечно, стоит острее, там легче не увидеть человека. У нас, по правилам, есть ближний и дальний свет фар. Но при режиме «ближний свет» при скорости больше 60 километров в час практически невозможно заметить человека и вовремя остановиться. То есть в момент, когда ближний свет фар осветит его, водитель осознает, что произошло, и начнет торможение, будет уже поздно».
А вот к инициативе полностью запретить обгон на нерегулируемых переходах эксперт отнесся осторожнее: «Мне кажется, что, если там никого нет, водитель никому не мешает и не создает угрозу для аварии, это не очень оправданно. Другое дело, что понятие «никого нет» достаточно субъективно, водитель может не увидеть человека. В целом я считаю, что тут нужно полагаться все-таки на самого водителя, потому что в любом случае он несет ответственность за возможный наезд на пешехода. И если он уверен, что людей на дороге нет, я бы не стал вводить полный запрет», – добавил он.
Нечитаемые номера и не только
Напомним, неделю назад правительство обнародовало ряд других изменений, касающихся водителей. Согласно поправкам в КоАП, с 15 ноября водителей, изменяющих внешний вид номерных знаков своих машин, разрешили лишать прав на три месяца, арестовывать на три месяца или штрафовать на 5 тыс. рублей.
Кроме того, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России Владимир Кузин рассказывал о нововведениях, касающихся института понятых. Присутствие понятых теперь не обязательно, если применялась видеофиксация совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра).
По новым правилам, за неуплату административного штрафа военнослужащие срочной службы будут нести ответственность на общих основаниях. А злостные неплательщики штрафов, нарушения которых зафиксировали системы фото- и видеофиксации, теперь не смогут быть подвергнуты административному аресту: таких нарушителей будут штрафовать или привлекать к обязательным работам.
Изменения коснулись и требований к использованию автотранспорта на грузопассажирских перевозках. Штрафовать за неиспользование тахографов разрешили не только водителей, но и юрлица, на которые они работают.
Наконец, анонсируя пересдачу экзамена на знание ПДД для водителей, лишенных прав, представитель ГИБДД отмечал, что им придется не только переэкзаменовываться, но и уплатить все дорожные штрафы, чтобы вернуть себе заветное удостоверение.