Служба без дедовщины
Мы хотим обеспечить такой порядок, чтобы матери не боялись своих сыновей отдавать в армию, чтобы было как можно меньше уклонистов
Начальник Главного управления военной полиции Минобороны России Игорь Сидоркевич в пятницу заявил, что военная полиция намерена избавить армию от дедовщины.
«Мы будем с этим бороться, поскольку мы хотим обеспечить такой порядок в Вооруженных силах, чтобы матери не боялись своих сыновей отдавать в армию, чтобы было как можно меньше уклонистов. И чтобы молодые люди, которые шли в армию, понимали, что там такого явления, как неуставные отношения, дедовщина – его просто не существует», – сказал Сидоркевич в эфире телеканала «Россия 24».
Сидоркевич, более десяти лет прослуживший в ФСБ РФ, заявил, что в каждом гарнизоне и военной части будет висеть памятка с телефоном представителя военной полиции. По этому номеру смогут в случае беды позвонить не только сами военнослужащие, но и их родные.
«Любое сообщение – сигнал в военную комендатуру. Фиксироваться будет в соответствующий журнал, где отмечаются сообщения, и мы уже – комендатура, военная полиция – будем реагировать на эти сообщения», – отметил руководитель органа.
Отметим, кстати, что весной прошлого года Главная военная прокуратура констатировала, что количество зарегистрированных случаев дедовщины ежегодно снижается на 15–20%. По мнению военных прокуроров, причиной практически всех конфликтов в частях является незнание правил армейской жизни или обычное хулиганство, а не национальный вопрос.
Между тем председатель Национальной ассоциации объединений офицеров запаса вооруженных сил (МЕГАПИР), член Общественной палаты России Александр Каньшин отметил, что проблемой дедовщины должна заниматься вовсе не военная полиция.
«Военная полиция может что-то сделать в разрешении проблемы дедовщины, но это не их функция. Этим должны заниматься командиры и воспитатели. Потому что неуставные взаимоотношения – это, прежде всего, недостаток воспитания, культуры у людей. Военные полицейские могут следить за тем, чтобы все уставы и приказы исполнялись. Чтобы искоренить дедовщину, нужна целая система», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Каньшин.
А председатель организации «Офицеры России», член Общественного совета при Минобороны России Антон Цветков заявил, что в армии вообще нет дедовщины.
«В настоящее время в российской армии дедовщины практически нет. И нет ее, во-первых, по объективной причине – срок службы сократился до года. Во-вторых, как в любом коллективе есть определенные межличностные отношения, так и в армии есть какие-то хулиганы. Военная полиция будет заниматься профилактической работой по предотвращению проявлений неуставных отношений. И чем активнее они этим будут заниматься, тем быстрее остудит головы попавшим в армию хулиганам, да и обиженные солдаты будут знать, куда им обратиться за помощью и что эту помощь они обязательно получат. То, что полиция возьмет дедовщину под контроль, от этого будет только положительный результат», – заверил газету ВЗГЛЯД Цветков.
Проверка на наркотики
Начальник Главного управления военной полиции также рассказал, что министр обороны Сергей Шойгу приказал всем военнослужащим российского военного ведомства, включая себя самого, пройти проверку на употребление наркотиков.
«Министр обороны ставит задачу искоренить это зло. Даже на последнем селекторном совещании он поставил задачу проверить всех военнослужащих Министерства обороны, начиная от самых высоких генералов, заканчивая рядовыми солдатами. Лично мне поставил задачу проверить его самого, и если я этого не сделаю, не проверю министра обороны, он будет считать задачу невыполненной», – сказал Игорь Сидоркевич.
Заметим, что в начале этого года серьезный наркотический скандал разразился в армии США. Как докладывали министр ВВС Дебора Ли-Джеймс и начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш, после обнаружения наркотиков на базе ВВС «Малмстром» в штате Монтана, где их хранили двое офицеров, власти установили, что в хранение и употребление наркотиков были вовлечены 11 ракетчиков на шести базах США.
По словам представителей Пентагона, офицеры употребляли «легкие наркотики в целях развлечения». Другие подробности этого чрезвычайного происшествия пока не разглашаются в связи с продолжающимся внутренним расследованием.
Скандал затронул базы ВВС Эдвардс и Ванденберг в Калифорнии, Шрайвер в штате Колорадо и Лейкенхит в Великобритании, где также размещены американские солдаты и офицеры. Грубейшие нарушения воинской дисциплины выявлены на ракетных базах имени Уоррена в штате Вайоминг и Малмстром в Монтане, где развернуты наземные МБР «Минитмен-3». Эти ракетные части подчиняются Глобальному ударному командованию ВВС, которое тесно взаимодействует со Стратегическим командованием вооруженных сил.
В связи с произошедшим министр обороны США Чак Хейгел распорядился провести широкомасштабную проверку стратегических ядерных сил страны.
Военный патруль
Согласно заявлениям Игоря Сидоркевича, военная полиция для обеспечения порядка будет патрулировать военные городки и гарнизоны, особенно в отдаленных регионах страны.
«Будем выполнять патрулирование в военных городках и гарнизонах, и, конечно, есть такое полномочие, как применение физической силы. Будем заниматься наведением порядка в самой военной полиции, наводить порядок, обеспечивать безопасность дорожного движения, обеспечивать законность и правопорядок в Вооруженных силах», – сказал начальник Главного управления военной полиции Минобороны.
По его словам, в зоне ответственности военной полиции «исключительно военнослужащие Министерства обороны и Вооруженных сил». Военная полиция будет наделена полномочиями по проведению внезапных проверок.
«Региональные управления военной полиции уже созданы, там есть начальники региональных военных управлений со своими структурными подразделениями, которые успешно справляются со своими функциями. Военнослужащие понимают, что есть такой орган, который в любое время дня и ночи может зайти в часть и проверить соблюдение правопорядка. Это влияет на дисциплину», – отметил Сидоркевич.
Он также добавил, что новый законопроект конкретно разграничивает полномочия Федеральной службы безопасности, полиции и военной полиции. «Мы выполняем свои функции, которые не пересекаются с этими органами. Полиция свои полномочия распространяет и на гражданских лиц. И зачастую есть такие регионы, где расположены военные городки, где просто нет полиции. В этой ситуации свои полномочия там может исполнять только военная полиция», – подчеркнул он.
Президентский законопроект о деятельности военной полиции Вооруженных сил России будет рассмотрен Госдумой во втором и третьем чтении в пятницу, 24 января, передает РИА «Новости».
Напомним, формирование военной полиции в Минобороны началось еще в ноябре 2012 года, и до конца этого года она должна быть полностью сформирована. Все структуры управления военной полиции уже созданы, включая главное управление, территориальные органы и порядка 140 комендатур, однако проект закона о военной полиции все еще находится в процессе согласования с заинтересованными органами власти.
Согласно проекту закона «О военной полиции», подготовленному Минобороны, новая структура объединит ряд полномочий, прежде исполнявшихся Следственным комитетом, прокуратурой, полицией, ФСБ и другими ведомствами.
Военная полиция будет заниматься расследованиями преступлений, совершенных военнослужащими, обеспечивать воинскую дисциплину, добиваться содержания военнослужащих на гауптвахтах, охранять руководство Минобороны, участвовать в контртеррористических операциях, решать задачи по пресечению международной террористической деятельности.
Военные полицейские получат право оцеплять или блокировать территории воинских частей и военных городков. Надзор за деятельностью военной полиции будет исполняться генеральным прокурором РФ и подчиненными ему военными прокурорами. Финансирование будет осуществлять непосредственно Минобороны.