ВЗГЛЯД: Виктор Иосифович, расскажите, пожалуйста, о новой находке.
#{image=701425}Виктор Гроховский: Фрагмент нашел отряд, сформированный из туристов-лыжников УРФО. Уже известно, что этот фрагмент принадлежал к тому же телу, которое наделало столько шума в Челябинской области.
Он имеет следы нескольких дроблений в атмосфере, там есть регмаглипты более крупные и более мелкие (регмалипты – характерные углубления на поверхностях метеоритов, образующиеся в результате «сверлящего»действия земной атмосферы на метеориты во время их движения в атмосфере – прим. ВЗГЛЯД). Относится к классу хондритов. Масса 1,8 кг.
ВЗГЛЯД: Почти два килограмма...
В. Г.: Тут каждый грамм на вес. Мы начинали вообще с миллиграммов, с осколочков, которые найдены на озере. 200 граммов – это день работы экспедиции.
По словам Виктора Гроховского, у фрагмента можно наблюдать некоторые особенности (фото: urfu.ru) |
ВЗГЛЯД: Какие манипуляции предстоят с этим фрагментом?
В. Г.: Пока никаких. Пока он у нас «телезвезда». Этот образец мы не собираемся пока резать: это все-таки музейный экспонат на сегодняшний день, поэтому мы сейчас с ним ничего не будем делать. Сейчас стоит задача как-то законсервировать это вещество, потому что он очень сильно окисляется.
ВЗГЛЯД: Когда экспедиция только отправилась, говорили, что принципиально важно найти фрагменты как можно быстрее, потому что земные вещества оказывают на них влияние.
В. Г.: Да, свежим фрагментам на Земле не очень уютно. Там уже и микробы поселились, кислород, водичка – все там делает свое дело.
ВЗГЛЯД: Все эти примеси скажутся на «чистоте» химического анализа?
В. Г.: Сильно не скажутся, просто надо будет дальше отступать от поверхности.
ВЗГЛЯД: О чем могут сказать ученым особенности структуры, которую можно наблюдать визуально?
В. Г.: Прежде всего, это говорит о типе метеорита, а также о том, как он делился, какая была его прочность. Он оказался очень непрочным, раздробился на мелкие осколки. Мы уже имеем значение прочности. Там тысячи осколков.
ВЗГЛЯД: И это оказалось благом для жителей региона...
В. Г.: Конечно. Бывают метеориты весом в десятки тонн, которые падают, не раздробившись.
ВЗГЛЯД: Есть ли в его структуре или в химическом составе необычное, то, чего не было в ранее известных образцах?
В. Г.: Я для себя ответил на этот вопрос, но не хотел бы рассказывать это сейчас. Да, есть особенности, но давайте сначала озвучим это в научной среде.
Вообще за последнее столетие у нас свежего каменного метеорита на территории России не было.
Нет двух одинаковых метеоритов. Некоторые метеориты уже узнаешь «в лицо», даже если встречаешь какие-то фрагменты. Любое новое вещество внеземного происхождения несет новую информацию. Может, не очень значительную, не сенсационную, но это все равно новое вещество, доставленное к нам из космоса без того, чтобы посылать за ним корабли.