Общие результаты и конкретные недостатки
Уровень боеготовности техники – наша традиционная беда
Начальник Генштаба Вооруженных сил генерал армии Валерий Герасимов подвел в пятницу итоги внезапной проверки, прошедшей в частях и соединениях Центрального военного округа.
«Общие результаты проверки позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне подготовки органов военного управления и войск, их способности выполнять внезапно возникающие задачи, а также наращивать группировки войск в кризисных районах», – сказал генерал, передает ИТАР-ТАСС.
По словам Герасимова, «в ходе выполнения мероприятий высокую степень обученности показали подразделения 98-й воздушно-десантной дивизии ВДВ».
«После совершения воздушной перевозки дивизии 20 самолетами Ил-76 из Иваново на аэродром Шагов был совершен 100-километровый марш на Чебаркульский полигон своим ходом в тяжелых погодных условиях при температуре 20 градусов мороза по пересеченной местности с глубоким снежным покровом. Слаженные действия личного состава подразделений дивизии обеспечили выход в указанный район и дальнейшее выполнение учебно-боевых задач на полигоне», – рассказал начальник Генштаба.
Он также особо отметил хорошую подготовку летного и технического состава 4-го командования ВВС и ПВО Южного военного округа. Мероприятия по приведению авиационных подразделений в полную боевую готовность в основном выполнены в установленные сроки. Практическое бомбометание выполнено на «хорошо», а бомбардировщиками, оснащенными современные средствами прицеливания, на «отлично», – заметил Герасимов.
В то же время, по его словам, проверка выявила и ряд системных недостатков. «Практически во всех проверенных «организмах» оперативные дежурные и дежурные по воинским частям показали слабые навыки в доведении сигналов по автоматизированным системам боевого управления», – отметил Герасимов, передает РИА «Новости».
По словам генерала, недостаточно уверенно действовали при получении приказа на приведение в высшие степени боевой готовности дежурный по командованию ВДВ и дежурный по 201-й военной базе (Таджикистан).
«Отмечается низкий уровень подготовки выпускников учебных центров, особенно водителей и механиков-водителей, что приводило к выходу техники из строя при выходе из парков, в ходе марша и выполнения учебно-боевых задач», – отметил Герасимов.
Он уточнил, что это замечание в первую очередь относится к 28-й мотострелковой бригаде ЦВО. Глава Генштаба также отметил невысокий уровень результатов при стрельбе из штатного вооружения, особенно танкистов и наводчиков-операторов боевых машин пехоты.
«Большинство подразделений получили только удовлетворительные оценки. При этом настораживает слабая личная подготовка выпускников военных училищ 2012 года, а ведь этим офицерам необходимо на своем примере мастерского владения вооружением и военной техникой обучать подчиненный личный состав», – посетовал генерал.
Подводя итоги совещания, глава Генштаба поручил военачальникам всех уровней проанализировать результаты проверки и причины недостатков, составить планы устранения недочетов и обеспечить их неукоснительное выполнение. Герасимов подчеркнул, что по решению министра обороны такие проверки теперь будут носить регулярный характер.
Технические сложности
Отдельно остановился генерал на проблемах с техникой, вскрывшихся в ходе внезапной проверки. По его мнению, проверка «еще раз подтвердила целесообразность принятого министром обороны решения о восстановлении войсковых ремонтных органов».#{weapon}
Серьезную озабоченность военного руководства вызывает большое количество неисправных летательных аппаратов. «Общий процент исправности авиации составляет 66%. Оперативное решение данного вопроса по восстановлению и ремонту авиационного парка – важнейшая совместная задача соответствующих органов военного управления и промышленности», – отметил генерал.
Он добавил, что также во время проверки ярко проявились недостатки бронетехники ВДВ, особенно морально и физически устаревших, по его словам, боевых машин десанта БМД-2. «Износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать боевые возможности данного вида техники по этой причине, в ходе марша на полигон из строя вышли две единицы БМД-2», – добавил Герасимов.
По его словам, еще одной серьезной проблемой является недостаточно эффективная работа ремонтных заводов и предприятий промышленности.
«Зачастую техника, прошедшая капитальный или средний ремонт и находящаяся на гарантийном обслуживании, выходит из строя уже в первые месяцы ее эксплуатации в строевых частях», – посетовал он.
Глава Генштаба добавил, что недостатки также были выявлены у вертолетов Ми-9, Ми-24, самолетов Су-25, самоходных артиллерийских установок «Мста», радиостанций Р-168-5ун.
По словам Герасимова, разрабатываемая российской «оборонкой» техника зачастую не в полной мере удовлетворяет требованиям военных. «К примеру, БМД-4М по своей массе находится на пределе возможностей военно-транспортной авиации. Масса ее составляет 14,2 тонны, в самолет Ил-76 три единицы БМД-4М входят по габаритам впритирку, а десант при этом может размещаться только внутри боевых машин», – пояснил глава Генштаба. Также, по его словам, по 12 показателям не соответствует тактико-техническому заданию боевая машина «Волк», разработанная в рамках опытно-конструкторской работы «Каратель-1». «Время завершения этой опытно-конструкторской работы – 2010 год, но до настоящего времени недостатки не устранены, машина не представлена на повторные государственные испытания», – недоволен Герасимов.
«То, что были вопросы к той же БМД-4, – ни для кого не секрет. Другое дело, что ее активные сторонники – ВДВ, они отстаивали ее и при предыдущем руководителе военного ведомства, – сказал газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. – Видимо, какие-то соображения на этот счет у них есть».
«Уровень боеготовности техники – наша традиционная беда. Думаю, все решается не только тем, где собраны ремонтные подразделения и кто этим руководит. Если мы берем самолеты Ил-76, то самый свежий из них в составе российских ВВС был выпущен в 1992 году. Объективно старую технику сложно поддерживать на высоком уровне боеготовности», – отметил он.
«Решение о возврате ремонтных подразделений совершенно правильное, – сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Владислав Шурыгин. – По аутсорсингу, который пытался ввести Сердюков, эти работы должны были выполнять некие коммерческие фирмы, которые должны были в полевых условиях и во время боевых действий заниматься эвакуацией и ремонтом техники».
«Эти учения вскрыли очень много. Таких учений не проводилось давно, нужно было понять, что из себя сейчас представляют войска. Есть проблемы с боеготовностью, есть проблемы с нормативами, есть много чего, что сейчас выявилось», – отметил он.
Эксперт обратил внимание, что предыдущее руководство военного ведомства и Генштаба много критиковали как раз за то, что они ругали продукцию российского ОПК, но между их критикой и тем, что сказал нынешний НГШ, есть разница. «Сердюков и Макаров критиковали новую технику, отказывались принимать ее на вооружение и рассказывали, что она уступает зарубежным образцам. То есть речь шла о закупках вооружения за рубежом. А Герасимов критиковал технику, которая уже стоит на вооружении. БМД-2, к примеру, действительно абсолютно устаревшая машина, ее еще в советские годы называли велосипедом», – отметил Шурыгин.