В рамках расследования уголовного дела по авиакатастрофе самолета Як-42 в сентябре 2011 года, в которой погиб основной состав хоккейной команды «Локомотив», предъявлено обвинение экс-заместителю гендиректора компании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву.
Допуск командира оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42
По версии следствия, экипаж был допущен Тимофеевым к полету, хотя на момент катастрофы он не имел права выполнения самостоятельных полетов.
«В частности, допуск командира судна оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42 и не имел права выполнения полетов», – отметили в Следственном комитете (СК) России.
«Главным следственным управлением СК России в рамках уголовного дела об авиакатастрофе в Ярославской области самолета Як-42, повлекшей гибель 44 человек, предъявлено обвинение бывшему заместителю генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»), – сообщается на сайте ведомства.
В СК отметили, что следствием установлены причины авиакатастрофы. «Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании «Як Сервис» с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта», – говорится в сообщении.
По версии следствия Тимофеев был ответственным за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения в случае их ненадлежащей квалификации.
В ведомстве пояснили, что контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов, то есть Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения, и, следовательно, отсутствии у экипажа полного объема навыков для выполнения безопасного полета.
Аналогичная ситуация имела место и 7 сентября 2011 года, в день авиакатастрофы. В период с 5 по 17 сентября 2011 года экипаж должен был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей между членами экипажа воздушного судна. При таких обстоятельствах Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров, и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти.
«В настоящее время по уголовному делу допрошены в качестве свидетелей более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов. В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство, действиям членов экипажа будет дана правовая оценка», – заключили в ведомстве.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив», разбился 7 сентября при вылете из ярославского аэропорта Туношна. Эта катастрофа стала крупнейшей в истории мирового хоккея. Основной состав команды «Локомотив» направлялся в Минск на матч первого тура КХЛ с местным «Динамо». На борту находились 44 человека: 37 пассажиров и восемь членов экипажа.
После смерти в столичной больнице хоккеиста Александра Галимова, которого смогли достать из воды с ожогами 90% тела, число жертв крушения возросло до 44 человек. В живых остался только один – бортинженер судна Александр Сизов, который сейчас проходит лечение в Москве.
Через два месяца комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию причин крушения Як-42 озвучила четыре версии произошедшего. Эксперты МАК разделили ответственность за катастрофу между экипажем рухнувшего самолета и руководством авиакомпании «Як Сервис», которая эксплуатировала воздушное судно.
Первым фактором авиакатастрофы стало то, что авиакомпания «Як Сервис» была не в состоянии обеспечить безопасность полетов своих судов, экипаж не имел достаточного налета на самолетах типа Як-42 и не рассчитал параметров взлета перед вылетом из Ярославля.
Вторым фактором стало то, что авиакомпания «Як Сервис» никак не контролировала уровень подготовки экипажа.
Эти два обстоятельства привели к тому, что при подготовке к взлету пилоты рухнувшего Як-42 не стали рассчитывать параметры взлета, то есть с какой скоростью и под каким углом самолет должен взлетать. Что и стало третьей причиной катастрофы.
И, наконец, четвертой причиной крушения названы несогласованные действия экипажа. По данным МАК, кто-то из пилотов во время взлета изо всех сил жал на тормоза. Но даже при таком обстоятельстве экипаж мог избежать катастрофы, если бы было принято решение прекратить взлет.