В пятницу в Хамовническом суде Москвы состоялось предварительное слушание по делу скандально известной панк-группы Pussy Riot. Слушание прошло в закрытом режиме под председательством судьи Марины Сыровой. Обвинение в свою очередь ходатайствовало продлить срок ареста девушек еще на полгода. Судья предсказуемо поддержала сторону обвинения.
В Польше местная скандальная артистка по имени Дода получила два года тюрьмы за оскорбление религиозных чувств христиан
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, пять представительниц панк-группы Pussy Riot, среди которых, по версии следствия, были подсудимые Толоконникова, Самуцевич и Алехина, 21 февраля пришли в храм Христа Спасителя, прошли в солею и амвон и у алтаря включили громкую музыку, под которую выкрикивали текст песни «Богородица, Путина прогони!». Ролик с акцией попал в интернет и спровоцировал громкий скандал в обществе, по следам выступления оказались задержаны нынешние фигурантки дела, им предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ «Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору», по которой девушкам может грозить до 7 лет лишения свободы. Потерпевшими по этому делу признаны девять человек, среди которых охранник, свечница, ключарь и прихожане храма.
Накануне предварительных слушаний по делу Pussy Riot в сети разошлось тысячами ссылок интервью с адвокатами потерпевших – охранников ЧОП под названием «Колокол-А» Михаила Кузнецова и Сергея Штина, данное ими изданию «Московские новости». По словам адвоката, в деле Pussy Riot не хватает еще одной статьи УК – экстремистской (за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и организации экстремистского сообщества), а также еще одного подсудимого – сатаны.
«Наши религиозные, духовные, культурные и исторические святыни, а также моральные ценности остаются не защищены законом. Необходимо сохранить морально-нравственные нормы и принципы, которые веками соблюдались в государстве. Если человек хочет ходить голым по улице, показывать всем свое тело, то для этого существуют специальные места и заведения», – заявила Москалькова «Известиям».
Какое наказание может последовать за покушение «на нравственные устои», депутат не уточняет – это будет известно только после того, как ее инициатива будет обсуждена.
Кстати, уголовная статья, предлагаемая Москальковой, созвучна обвинительному заключению по делу Pussy Riot, в котором тоже упоминаются «устои», только там они уже «вековые» и касаются Русской православной церкви – именно их «унизили», по мнению следствия, активистки Pussy Riot.
В обвинительном заключении, в частности, говорится, что «Толоконникова Н.А. совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками» находились в храме Христа Спасителя, где, «приступив к реализации своей конечной преступной цели, нанося значимый урон священным ценностям христианского служения и посягая на сакраментальность церковного таинства», «незаконно проникли в огороженную часть храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской православной церкви».
#{image=603717}Из обвинительного заключения также следует, что уже само проникновение в «огороженную часть храма» является своего рода «посягательством на сакраментальность» – и уже за одно это девушки были достойны преследования. Но, как следует из заключения, они одним «проникновением» не ограничились, поскольку желали «нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам».
В финале заключения содержится множество утверждений, касающихся «правовой» оценки действий Pussy Riot в ХХС – определения их действий сыплются в поразительной динамике: «в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру», «демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции», «выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом», и так далее.
Противники «кощунства» в разное время имели повод для выражения своей непримиримости во всем мире. Самый известный случай такого рода – скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда, опубликованными в одной из датских газет. Скандал полыхал на протяжении года, в него были вовлечены лидеры стран Европы и исламского мира. Афганское движение «Талибан*» объявило награду в 100 килограммов золота за голову авторов карикатуры на пророка Мухаммеда. Массовые акции протеста мусульман под лозунгом «Смерть Дании!» проходили в ряде исламских стран, причем Дания была вынуждена закрыть свое посольство в Пакистане из-за непрекращающихся акций протеста.
В странах ислама оскорбление веры вообще является одним из трех наиболее порицаемых преступлений. В суннитской Саудовской Аравии и шиитском Иране неуемное оскорбление, сознательное ослабление и вероломное предательство веры караются смертной казнью в том случае, если обвиняемый был правоверным, а потом отошел от Аллаха. Однако любые оскорбления, направленные против Бога, лежат на совести хулителя и подлежат лишь суду самого Бога. Во многом именно поэтому все самые резонансные случаи казни в странах исламского мира относятся к двум другим преступлениям – преднамеренному убийству и демонстративной супружеской неверности.
Эта практика распространяется довольно обширно. Так, например, несколько месяцев назад парламент Кувейта принял законопроект об уголовном наказании за публичную хулу на пророка Мухаммеда и религию ислам. Если в этом уличат мусульманина, его казнят. Богохульнику-иноверцу грозит тюремное заключение.
В Пакистане за аналогичные преступления против ислама можно получить пожизненное заключение или вовсе лишиться жизни.
В странах, которые принято называть цивилизованными, также не привыкли давать спуску людям, оскорбляющим религиозные ценности.
#{image=639206}Губернатор американского штата Мичиган Ричард Снайдер в прошлом году подписал закон, запрещающий входить или пытаться войти в здание, где люди проводят или пытаются провести религиозное поклонение, с целью прервать его ход. Тем же, кто все-таки посмеет так поступить, может грозить арест на срок до 93 суток, штраф до 1000 долларов либо общественные работы на срок до 100 часов.
Аналогичный закон работает и в штате Калифорния, где такие правонарушения наказываются штрафом до 1000 долларов либо тюремным заключением на срок не более года, либо обязательными работами не более 80 часов.
В 2011-м житель Шотландии получил восемь месяцев тюрьмы за оскорбления в адрес католиков, которые он писал в интернете. Этот прецедентный приговор был проведен в рамках искоренения межрелигиозной вражды и, по словам судьи, был предназначен, чтобы удержать от подобных высказываний других граждан.
Закон, предусматривающий наказание за богохульство, существует и в Германии. Так, в 2006 году политический деятель этой страны по имени Манфред ван Х. был приговорен к году заключения условно и 300 часам общественных работ за то, что напечатал на рулонах туалетной бумаги текст Корана.
В Польше местная скандальная артистка Дорота Рабчевска могла получить два года тюрьмы за оскорбление религиозных чувств христиан. Она позволила себе высказывание о том, что Библию написали «любители покурить травку и выпить». Однако суд постановил выплатить штраф в размере пяти тысяч злотых (около 1,5 тысяч долларов США), и дело было прекращено.
Акция Femen в соборе «Святой Софии» в Киеве (фото: Reuters) |
В Финляндии в 2008 году житель города Тампере Село Лехто, считавшийся известным националистом, получил два года четыре месяца тюремного заключения за девять эпизодов богохульства, оскорбительной речи в адрес мусульман, а также расистских высказываний.
Так или иначе, определенное наказание за богохульство предусмотрено во многих светских странах, в том числе в Австралии, Бразилии, Греции, Ирландии, Италии, Новой Зеландии, Нидерландах и ряде других.
Жесткость и даже жестокость по отношению к агрессивным действиям в священных местах, вероятно, можно было бы встретить в каждой конфессии, полагает религиовед и историк Константин Михайлов. Однако все зависит не от духа самой религии, а от личности иерарха. В качестве примера Михайлов вспоминает случаи выступлений украинской группы Femen перед стамбульской мечетью «Агья София» и в здании собора храма «Святой Софии» в Киеве. «Ни административного, ни уголовного преследования девушек из Femen за эти акции не последовало, а киевская метрополия прокомментировала их выступление мягко и достаточно толерантно», – рассказывает Михайлов.
«Вообще, если бы эти барышни выступили в священном месте какого-нибудь каннибальского племени Океании, то в Океании их съели бы. Но оправдывает ли это нашу жестокость по отношению к этим девушкам? На мой взгляд, нет», – заключает ученый.
Философ и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль также напоминает обошедшуюся без наказания для участниц группы Femen акцию у стамбульской мечети. Однако отмечает, что сама атмосфера в этом священном для мусульман месте другая, нежели в православных храмах, и если бы девушки не ограничились выступлением на улице, а вошли бы в мечеть во время намаза, «скорее всего, их бы жестко скрутили». При этом, как сказал Джемаль, если бы девушки решили выступить в пустующей мечети между намазами, то, скорее всего, им бы ничего не было.
«Нужно учитывать намерения девушек. А намерения их были не антихристианские, а антивластные. А люди склонны это подменять: они говорят так, как будто речь идет об антихристианской выходке в духе Гельмана или Самодурова», – говорит Джемаль.
Религиовед и преподаватель Российского государственного гуманитарного университета Алексей Юдин считает, что акцию, аналогичную той, что провели Pussy Riot в ХСС, невозможно представить в священных местах других конфессий. «Это неинтересно и невыигрышно, если представить, что за самой этой акцией стоял какой-то ее продюсер», – уверен Юдин.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ