В понедельник начальник Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров прокомментировал предложение замминистра финансов России Татьяны Нестеренко сократить численность новобранцев в армии с целью экономии бюджетных денег.
С точки зрения Министерства финансов, Министерство обороны – вообще затратная вещь, самым правильным было бы избавиться от всего флота
«Она не министр обороны и не президент. Мы пропустим мимо ушей это предложение», – сказал генерал армии Макаров.
«Каждый решает свои проблемы. Это как один из вариантов она предложила, ради Бога, мало ли, кто что говорит», – добавил он, передает «Интерфакс».
Начальник Генштаба подчеркнул, что Министерство обороны тревожит демографическая яма, связанная с резким уменьшением молодых людей, достигающих призывного возраста. «Нас тревожит демография, и мы должны пройти то увеличение контрактников, которое запланировано. Что касается призывников, у нас есть план по призыву военнослужащих срочной службы, утвержденный указом президента, и он будет выполняться», – подчеркнул Макаров.
Напомним, Татьяна Нестеренко ранее предложила сбалансировать расходы федерального бюджета, в том числе за счет сокращения численности военнослужащих по призыву. «Предлагаю сократить численность призывников на 10%», – сказала замминистра финансов.
При этом она напомнила, что президент уже озвучил предложение сократить численность сотрудников, приравненных к военнослужащим, на 15%. «Мы считаем, что можно поставить задачу на 20%. И приближать сроки сокращения», – сказала Нестеренко.
В ходе весенней призывной кампании план по призыву был установлен на уровне 155 тыс. новобранцев, что на 20 тыс. больше, чем осенью прошлого года, но намного меньше, чем в прошлые годы: весной прошлого года под призыв пошли 218 тыс. молодых людей, а весной 2010 года в войска были направлены 270,6 тыс. новобранцев.
Вместе с тем военных беспокоит не только численное уменьшение молодых людей призывного возраста, но и состояние их здоровья. Весной этого года заместитель начальника Генштаба РФ генерал-полковник Василий Смирнов приводил статистику, согласно которой более 30% молодых людей в России получают освобождение от службы по состоянию здоровья. «Это большая проблема, которая, к сожалению, не имеет положительной тенденции», – сетовал он.
«У нас и так громадный некомплект, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД военный Владислав Шурыгин. – От заявленного миллиона некомплект почти 30%. Наша армия и так небоеспособна как таковая, если оценивать в категориях Советской армии. Если добавить еще 10%, можно вообще не набирать в армию в течение одного года, много денег сэкономим», – иронизирует он.
По его мнению, заявление замминистра финансов «говорит о развале внутри государственной машины». «Министерство финансов живет исключительно своими интересами, Министерство обороны – своими, Министерство социального развития – своими. У каждого из них полное противоречие со всеми другими, и вся машина идет вразнос.
С точки зрения Министерства финансов, Министерство обороны – вообще затратная вещь, самым правильным было бы избавиться от всего флота, потому что он очень дорогой, а если флот сократить, будет очень большая выгода для бюджета. А если еще сократить авиацию, вообще станет прекрасно», – иронизирует эксперт.
«Я являюсь категоричным противником Макарова, но должен сказать, что тут он абсолютно логичен и здрав в своей отповеди», – заключил он.
#{weapon}«Сейчас в наших вооруженных силах есть некомплект, и он достаточно серьезный, – замечает вслед за Шурыгиным вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. – По разным оценкам, некомплект доходит до 30–35%. И говорить, что у нас завершена военная реформа, и при этом иметь такой некомплект, бить во все колокола, чем сейчас занимается Государственная дума, изобретая наказания за «откос» от армии, не приходится. Без личного состава армии как таковой просто нет».
«Я не до конца понимаю логику нашего военного руководства: зачем мы вообще пошли на сокращение срока службы до одного года, когда все хорошо понимали, что у нас демографическая яма и мы не сможем наполнить вооруженные силы личным составом», – добавил он.
«Пытаться сэкономить какие-то деньги, не призвав 10% личного состава, – полнейшая ахинея при том, какие огромные деньги сейчас вращаются в Министерстве обороны, – оценил Филатов инициативу Минфина. – Военный бюджет с 2000 года увеличился в 12 раз, а в следующем году он будет в 15 раз больше, чем тогда. И экономить на 10% призывников – все равно что делать золотой велосипед и при этом не иметь одного колеса».
«В 2000 году в армии служили 126 тыс. контрактников, в 2005-м – 200 тыс., сейчас служат 100 тыс., хотя бюджет очень сильно увеличился. На мой взгляд, сейчас надо на высшем уровне принимать стратегическое решение и избавляться от армии, которую я, например, называю «детский сад». Когда люди приходят на год, не успевают научиться военному делу, и если что-то случится, вместо того чтобы им воевать, их надо будет еще какое-то время обучать. А при нынешней скоротечности войн этого времени просто нет. Надо принимать серьезное решение. В том числе, на мой взгляд, надо пойти навстречу законодателям, предложившим разрешить всем желающим внести деньги и не служить. Пусть вносят эти деньги в бюджет, чем будут носить в военкомат или военно-врачебную комиссию.
И первым должен быть поставлен вопрос о бюджетировании профессиональной армии. Это намного важнее, чем кормить солдат-одногодок ресторанной пищей, важнее, чем в 14 раз дороже стирать постельное белье. Эти деньги прежде всего должны быть направлены на содержание профессионалов, которые решили свою жизнь связать со службой в армии», – сказал Алексей Филатов.
Владислав Шурыгин напомнил, что, когда на аутсорсинг перевели стирку белья и помывку солдат, на это было выделено больше 7 млрд рублей. «Если бы здесь был наведен порядок, мы могли бы сэкономить намного больше денег, чем сократив число призывников на 10%», – отметил он.
Он также напомнил про деньги, потраченные пять лет назад на перевод ряда частей и соединений на контрактный способ комплектования, после чего все опять вернулось на круги своя. «Кампания шла очень тяжело, было много проблем, не хватало денег, были низкие зарплаты, но с горем пополам было набрано порядка 280 тыс. контрактников, это почти 100% от того количества, которое было нужно. Но почему-то господину Макарову пришло в голову, что эксперимент провалился, и эти 280 тыс. человек просто разогнали. А теперь, спустя полтора года, выяснилось, что настоящих профессионалов в армии фактически нет, все начинается заново. Теперь будем 450 тыс. набирать с нуля», – сказал он.