Турецкое руководство не намерено воевать с Сирией из-за сбитого самолета, заявил в понедельник вице-премьер Турции Бюлент Арынч. «Мы не являемся стороной, разжигающей военные страсти. Мы ни с кем не намерены воевать. Мы – серьезное государство. Мы знаем, что нам следует делать, однако намерены делать поэтапно», – сказал вице-премьер после состоявшегося в понедельник заседания правительства, на котором был рассмотрен инцидент и обсуждены ответные меры.
В то же время сирийские власти настаивают на том, что самолет был сбит в воздушном пространстве Сирии. Официальный представитель МИД Сирии Джихад Макдисси заявил, что цель была поражена не ракетой, а огнем ствольной системы ПВО, дальность действия которой меньше, – это, заявляют в Дамаске, свидетельствует в пользу их версии о самолете, уничтоженном в воздушном пространстве страны.
«Турецкий военный самолет нарушил сирийское воздушное пространство, сирийские средства ПВО приняли ответные меры, и самолет упал в пределах сирийских территориальных вод. То, что произошло, было очевидным нарушением сирийского суверенитета», – заявил Макдисси во время пресс-конференции, передает РИА «Новости».
Однако в Анкаре настаивают на том, что самолет был сбит именно ракетой. «Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что в самолет попала либо ракета с лазерным наведением, либо ракета, реагировавшая на тепло», – сказал Арынч.
Из ствольных систем вооружения в составе ПВО Сирии имеются советские зенитные самоходные установки «Шилка», оснащенные четырьмя 23-миллиметровыми автоматическими пушками. В советское время их было поставлено несколько десятков, однако точное количество этих комплексов неизвестно. «Шилка» предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2,5 тыс. м.
Все остальные артиллерийские системы в сирийской противовоздушной обороне – буксируемые. Основу такой артиллерии составляют двуствольные установки ЗУ-23-2 (два зенитных автомата калибра 23 мм) с такой же дальностью стрельбы и 57-миллиметровые автоматические пушки С-60, предназначенные для поражения целей на расстоянии до 4 км.
Кроме того, Сирия в свое время получила от Советского Союза 37-миллиметровые автоматические пушки 61-К и 100-миллиметровые зенитные орудия КС-19. Автоматическая пушка 61-К была разработана еще в конце 30-х годов прошлого века, поэтому в последние годы подобные пушки постепенно снимаются с вооружения сирийской армии. Остаются на вооружении советские ствольные пушки КС-19, они могут поражать цели на высоте до 15 км.
По мнению военного эксперта, руководителя профильного сайта «Вестник ПВО» Саида Аминова, вторжение турецкого самолета в воздушное пространство могло быть разведывательной операцией с целью вскрыть дислокацию подразделений ПВО и оценить их боеготовность. Об этом он рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Саид Муйдинович, исходя из передаваемой СМИ информации, какими средствами мог быть сбит турецкий самолет?
Саид Аминов: Сложно говорить: никто не видел, репортаж с позиций никто не вел. Скорее всего, это была малокалиберная зенитная артиллерия. Это могла быть любая система, включая 57-миллиметровую пушку С-60, которая в советское время массово поставлялась Советским Союзом. Могла быть и ЗСУ «Шилка».
ВЗГЛЯД: Насколько сложно поразить цель такими – не самыми современными – системами?
Саид Аминов (фото: novikom.ru) |
С. А.: Во Вьетнаме все поражали. Ничего нового. Думаю, там была ясная видимость, при наличии радиолокационных средств задача была элементарная. Там же не просто шашками махали, люди обученные, имеющие опыт.
ВЗГЛЯД: Как бы вы оценили выучку расчетов систем ПВО Сирии?
С. А.: Их учили еще в советские времена советские специалисты: история локальных конфликтов на Ближнем Востоке тянется с 60-х годов. Там люди закаленные, обученные действовать в боевых условиях.
У них нормальная ПВО, обученные бойцы. Провокации, которые гипотетически могут устраиваться, будут пресекаться, и этому есть подтверждение. Советская и российская система ПВО хорошая, проверенная.
#{weapon}ВЗГЛЯД: Турецкая сторона заявляет, что самолет был сбит над нейтральными водами, уже после того как покинул воздушное пространство Сирии. Однако сирийские власти возражают, что дальность действия ствольной системы не позволяет сбивать самолеты над нейтральными водами. К чьей версии вы больше склоняетесь?
С. А.: Думаю, что сирийцы правы. Вероятность того, что самолет находился в ненадлежащем месте, высока. Хотя достоверно можно сказать, только находясь там.
ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, нарушение воздушного пространства Сирии турецким самолетом было преднамеренным?
С. А.: Самолет проникает в воздушное пространство, соответственно, включаются в боевой режим радиолокационные станции, установленные на различных элементах систем ПВО. Таким образом, вскрываются позиции огневых батарей.
Возможно, это также проверка, как отреагируют. Но наверняка трудно сказать. Не хочется думать, что Турция «на побегушках» у НАТО, думаю, все-таки это уважающая себя страна. Нельзя исключать, что это и просто стечение обстоятельств.
ВЗГЛЯД: Какие выводы из результата этого полета могли сделать силы, планирующие воздушную операцию против Сирии?
С. А.: Думаю, там сидят благоразумные люди, которые понимают, что им могут нанести действительно серьезный урон. Это не будет, как в Ливии.
Вместо разговоров Сирия действительно занималась обновлением своей системы ПВО.
ВЗГЛЯД: Вы не исключаете, что этот инцидент может заставить тех, кто намерен осуществить интервенцию, отказаться от этих планов?
С. А.: Если все навалятся, то Сирия не сможет долго продержаться. Если приложить усилия и сосредоточить, условно говоря, 10 авианосцев, то, как бы ни была насыщена ПВО и обучены люди, но против такого лома очень сложно будет.
ВЗГЛЯД: Даже с учетом потерь, которые могут стать для них неприемлемыми?
С. А.: Поэтому вся надежда на их благоразумие, что они не будут ломиться «наводить порядок».