В пятницу российский туроператор «Ланта-тур вояж» заявил о своем банкротстве. Туристы узнали об этом уже в аэропорту или на отдыхе. Владельцы отелей в Таиланде, ОАЭ и Гоа первыми забили тревогу, так как «Ланта-Тур» задолжала с оплатой за проживание туристов из России.
Никаких правовых оснований для взимания денег отели не имеют. Отельеры сами допустили работу в долг с туроператором
Однако тяжелее всего ситуация в Таиланде. В затруднительном положении там могут оказаться около 1,5 тыс. российских туристов, сообщили «Интерфаксу» в российском консульстве в Бангкоке.
Разные отели по-разному относятся к российским туристам, оказавшимся заложниками финансовых проблем туроператора. По данным Российского союза туроператоров (РТС), одни выселяют их раньше срока, другие не отдают паспорта, требуя от туристов самим оплатить долги за проживание.
«У российских туристов сложились различные ситуации: у кого-то истекает срок тура завтра, у кого-то – через 2 дня, через неделю. По-разному относятся администрации различных отелей – женщину, у которой отдых запланирован до 7 февраля, решили выселить уже сегодня в 9 утра», – рассказали в российском консульстве.
«Сегодня утром с администрацией гостиницы «Амбассадор», расположенной в 15 километрах на юг от Паттайи, в которой проживают около 180 россиян, удалось договориться об их невыселении на условиях оплаты проживания по сверхльготным тарифам – 30 долларов США в сутки», – сообщили в консульстве.
Наиболее сложная ситуация в воскресенье сложилась у 100–150 российских туристов в Таиланде. В самый проблемный регион – Паттайю – командированы два сотрудника российского консульства в Бангкоке.
Отельеры не имеют права требовать с туристов повторной платы за проживание, уверена пресс-секретарь РТС Ирина Тюрина. «Никаких правовых оснований для взимания денег отели не имеют. Отельеры сами допустили работу в долг с туроператором, выдали ваучеры туристам, а теперь отыгрываются на них, хотя понятно, что туристы заплатили за свои поездки, иначе они не приехали бы на отдых», – отметила Тюрина.
На поведение владельцев таиландских отелей оказывает влияние аналогичный случай с российской компанией «Капитал-тур», которая в ноябре 2010 года обещала оплатить расходы таиландских партнеров, но не сделала этого. «Аргументацию таиландцев можно понять – им надо компенсировать свои убытки», – говорит представитель посольства в Бангкоке.
В консульстве говорят, что представители российского туроператора сами не связываются с российской дипмиссией в Таиланде и не отвечают на их звонки. «Последний контакт с ними был вчера утром», – уточнили в консульстве.
В сложившейся ситуации российским дипломатам приходится действовать за пределами своей компетенции, говорит дипломат. «Отсутствие оплаты со стороны «Ланта-тур вояж» – это проблема, которая возникла на территории России, и решать ее надо там. Самое простое и быстрое решение – получить под залог активов туркомпании банковский кредит и рассчитаться с таиландскими партнерами», – считает он.
Между тем проблемы из-за компании «Ланта-тур вояж» возникли у туристов не только в Таиланде, но и у отдыхающих в ОАЭ и Гоа. По словам пресс-секретаря Ростуризма Олега Морозова, пока поступили обращения о проблемах только от троих россиян из ОАЭ, но в понедельник могут возникнуть проблемы у большего числа граждан РФ.
Проблемы у российских туристов в Гоа с размещением в отелях и отправкой на родину возникли еще вчера. Были опасения, что миграционные власти не выпустят россиян из страны, так как они остались должниками за отели, пусть и не по своей вине. Однако обе эти проблемы уже удалось разрешить, уверил в воскресенье представитель генерального консульства РФ в Мумбаи Роман Воробьев.
Самое простое и быстрое решение - получить под залог активов туркомпании банковский кредит и рассчитаться с таиландскими партнерами
«Индийские компании, специализирующиеся на приеме российских туристов, выступили гарантами оплаты задолженностей «Ланта-Тур», понимая, что неприятности одного из российских туроператоров – лишь частный эпизод, который не должен омрачить успешное развития этого направления турбизнеса», – рассказал Воробьев.
Ежегодно Гоа принимает свыше 2,6 млн туристов, из них 500 тыс. – иностранцев. Примерно каждый четвертый иностранный турист – россиянин: только в декабре 2011 года Гоа посетило, по оценкам местных властей, около 10 тыс. россиян.
Между тем, по предварительным данным Ростуризма, всего по миру в различных странах могут находиться до 8 тыс. туристов компании «Ланта-тур вояж», большинство из них – в Таиланде, Гоа (Индия), Франции, Турции, Доминикане и ОАЭ.
Ситуация в Таиланде на данный момент остается пока самой тяжелой. Для ее разрешения из России в Таиланд уже вылетел заместитель главы Ростуризма, который на месте будет решать проблемы туристов обанкротившегося туроператора. «В Ростуризме создан оперативный штаб и принято решение направить в Таиланд нашего заместителя Григория Саришвили. Он вылетит туда в воскресенье», – заявил ранее пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев.
По его словам, в Таиланде сейчас находится более 1000 туристов компании «Ланта-тур вояж». Он также подтвердил, что российские туристы не могут улететь из Таиланда, так как гостиницы требуют от них повторной оплаты.
Руководитель Ростуризма Александр Радьков еще вчера призвал зарубежных партнеров туроператора «Ланта-тур вояж» не перекладывать на плечи российских туристов возможные долги туроператора. Однако некоторые отели не вняли просьбе. Поэтому Ростуризм решил создать «черный список», в который будут внесены отели, требовавшие денег с туристов «Ланта-Тур», передает РИА «Новости».
Кроме того, Ростуризм решил обратиться за помощью к руководству Всемирной туристской организации (UNWTO), в частности к председателю Талебу Рифаи, в связи с ситуацией, в которую попали клиенты туроператора «Ланта-тур вояж», рассказал пресс-секретарь Ростуризма Мосеев.
Ведомство направило письма в UNWTO и в офисы по туризму стран, в которые поехали туристы по путевкам обанкротившегося туроператора, чтобы они оказали им помощь и поддержку в случае возникновения конфликтов, связанных с выездом из отелей. «Туристы являются добросовестными приобретателями турпутевок и не могут быть ответственными в спорах хозяйствующих субъектов», – подчеркнул Мосеев.
Между тем около 130 туристам нерадивого туроператора в воскресенье повезло. Они смогли вылететь из Гоа и Таиланда, сообщала Тюрина из РТС. По ее словам, авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» вывозят по билетам всех туристов. Кроме того, у них есть возможность уезжать раньше положенного срока при наличии мест на рейсах.
По данным РСТ, финансовых гарантий «Ланта-Тур» должно хватить для возмещения убытков всем туристам.
Сама компания «Ланта-тур вояж» в официальном заявлении сообщила, что будет принимать заявления и претензии от туристов с 30 января. Как сказано на официальном сайте компании, уже начался возврат паспортов туристам, которые не смогли поехать на отдых.