Общество

15 августа 2011, 20:50

Геннадий Суйтс: Надо закручивать гайки

Фото: РИА "Новости"

«Зачастую получается, что из школ выходят люди, подготовленные именно к сдаче экзаменов, а не к практическому судовождению», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Ассоциации организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей маломерных судов, Геннадий Суйтс. По его мнению, на качестве подготовки судоводителей негативно сказались отмена лицензирования и аккредитации школ.

Следственные органы СК РФ возбудили уголовное дело по факту трагедии с катерами под Красногорском, в результате которой погиб человек. Напомним, в субботу в акватории Москвы-реки в районе 6566 километра МКАД судно «Сеаду-210», на борту которого находились четыре человека, совершило наезд на женщину 1986 года рождения. В момент столкновения она двигалась на доске для вейксерфинга на буксировочном тросе, прикрепленном к судну «Центурион». От удара ее отбросило в сторону, она осталась жива и сейчас находится дома. Судно «Сеаду» продолжило движение и столкнулось с «Центурионом», в результате этого пассажир «Центуриона» 1992 года рождения получил травмы, от которых погиб на месте.

Напрасно была упразднена процедура аккредитации заведений со стороны МЧС

Замначальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ Анатолий Коваль заявил, что причиной ЧП, скорее всего, стала низкая культура судовождения.

Как заявил Коваль в понедельник, судоводители обоих судов были аттестованы и имели судоводительские удостоверения, суда были в технически исправном состоянии.

«Это тот случай, когда не требуется никакого опыта, экстренных мер, чтобы предотвратить беду. Требуется просто культура судовождения. Водитель, который догонял другое судно, должен был просто уменьшить ход, снизить скорость», заявил Коваль

По словам замначальника управления ГИМС, такая манера управления судном, к сожалению, в последнее время становится все более распространенной.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к президенту Ассоциации организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей маломерных, прогулочных и спортивных судов «СТОРМ» Геннадию Суйтсу с просьбой рассказать, почему падает культура судовождения и как следует исправлять ситуацию.

ВЗГЛЯД: Геннадий Томович, замдиректора ГИМС МЧС России Анатолий Коваль заявил, что в России очень низкая культура судовождения, и поэтому происходит много аварий. На ваш взгляд, это действительно так?

По мнению Геннадия Суйстса, необходимо вернуть лицензирование и аккредитацию школ (фото: sptca.org)

Геннадий Суйтс: Стандарты подготовки водителей маломерных судов не выполняются всеми школами. Есть определенная нормативная база, есть программа подготовки судоводителей маломерных судов, там указаны требования, по которым должны быть оснащены школы, обучающие судоводителей, и требования к инструкторско-преподавательскому составу.

Проблема в том, что со стороны МЧС не осуществляется контроль со времени отмены аккредитации таких школ в этом ведомстве. Именно сотрудники МЧС и контролировали соблюдение школами существующих нормативных требований.

Зачастую получается так, что школы, не имея аккредитации, не соответствуя по техническому оснащению нормативным документам и, более того, не имея образовательной лицензии (потому что, опять же, никто не осуществляет контроль за этим), просто открывают небольшое заведение, называют его «Школа подготовки судоводителей маломерных судов», получают статус общества с ограниченной ответственностью и начинают готовить людей. И МЧС, по большому счету, не может отказать в приеме от них справок о подготовке того или иного слушателя. Они должны провести аттестацию студентов на основании выданной справки.

В рамках Ассоциации мы создали стандарт, и все члены Ассоциации выполняют этот стандарт по техническому оснащению и учебно-методическому обеспечению своих школ. Стандарты эти мы создали на основе нормативных документов, разработанных ГИМС. А кто-то не выполняет эти стандарты, может быть, денег жаль, может быть, просто лень, может быть, некомпетентность.

ВЗГЛЯД: Вы считаете, контроля над этим процессом со стороны МЧС недостаточно?

Г.С.: Экзаменационная комиссия МЧС осуществляет проверку знаний. А подготовкой занимаются учебные заведения, большинство из которых являются частными заведениями. Не хочу подвергать сомнению, что в большинстве из них, вероятно, готовят качественно. Но, тем не менее, как показывает практика, зачастую получается, что из школ выходят люди, подготовленные именно к сдаче экзаменов, а не к практическому судовождению.

Среди моряков есть такое понятие, как «хорошая морская практика». Людям во время подготовки, помимо всего прочего, необходимо прививать культуру поведения в акватории, знания и навыки, выработанные годами и, по большому счету, отсутствующие в программе. Но опытный инструктор, имеющий за плечами солидный стаж плавания на маломерном судне или являющийся профессиональным капитаном судна или помощником капитана, старается эти знания до слушателя довести.

Думаю, в экзаменационные билеты следует включить вопросы, связанные с культурой поведения.

Есть и другая проблема. Подготовка судоводителей маломерных судов складывается из нескольких составляющих: это теоретические знания и практические навыки. В зимний период очень сложно провести проверку практических навыков судовождения. Есть северные территории – Мурманск, Архангельск – где навигация длится считанные месяцы в году. Поэтому для этих целей разрабатываются специальные тренажеры. И в нормативных документах, разработанных в МЧС, использование таких тренажеров для подготовки предусматривалось, но по факту никто не контролирует их наличие. Люди, может, и получают теоретические знания, но на практике подготовить людей в северных регионах, в той же самой Москве, где навигация не такая большая, очень сложно.

ВЗГЛЯД: Что еще можно сделать, чтобы повысить культуру судовождения?

Г.С.: Если вы обратили внимание, в последнее время у нас уменьшилось число нетрезвых водителей на дорогах. Потому что очень серьезно ужесточили правила и надзор. Я думаю, что надо затягивать гайки. Инспекторский состав должен получить соответствующие полномочия и применять более жесткие санкции к лицам, которые позволяют себе находиться на воде в нетрезвом состоянии.

Есть правила судовождения, где, как и в правилах дорожного движения, определяется порядок обгона, расхождения и т. д. Учитывая, какая скорость у современных маломерных судов, нарушение этих правил представляет такую же опасность для человеческой жизни, как нарушение правил на дорогах.

Еще два момента. Во-первых, учебные заведения, осуществляющие подготовку судоводителей маломерных судов, должны иметь образовательную лицензию. Это чрезвычайно важный момент. Потому что при лицензировании проводится проверка этого заведения, помещения, программ и т. д. В настоящее время среди документов, необходимых для работы школы, лицензия отсутствует.

Во-вторых, я считаю, что напрасно была упразднена процедура аккредитации заведений со стороны МЧС. Именно оно контролировало соответствие школ требованиям нормативных документов.

Если бы эти две структуры были восстановлены, я думаю, был бы полный порядок.

ВЗГЛЯД: Они не дублировали бы друг друга?

Г.С.: Функции МЧС – проверка соответствия учебно-методического обеспечения и инструкторского состава своим требованиям. А Министерство образования проверяет соответствие общим требованиям, предъявляемым к учебным заведениям: помещения, свидетельства от санэпидстанции, пожарной охраны и т. д.

Сочетание этих двух документов – лицензии от Минобразования и аккредитации МЧС – давало определенную уверенность в том, что подготовка осуществляется качественно, и заведение, которые пришло на этот рынок, планирует серьезно этим заниматься

В России существуют стандарты, они отражены в программах, разработанных МЧС, но они, к сожалению, на местах не всегда выполняются. Как раз по той причине, что отменена аккредитация заведений и контроль со стороны МЧС. Стандарты есть, их надо выполнять.

Текст: Константин Кобяков

Вам может быть интересно

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

NYT: США и Европа предложили вернуть Киеву ядерное оружие

В США и Европе обсуждают как возможную гарантию безопасности возвращение Киеву ядерного оружия, от которого Украина отказалась после распада СССР, сообщила газета The New York Times (NYT).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Лукашенко потребовал учитывать интересы Минска на переговорах по Украине

Президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил важность защиты интересов Минска в переговорах между Россией и Украиной, подчеркнув необходимость самостоятельного решения славянских народов без вмешательства извне.

Фицо не испугался критики ЕС за поездку в Москву на парад 9 мая

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что не боится европейской критики за свой визит на парад Победы в Москве, подчеркнув суверенитет Словакии в этом решении.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Британия заверила Украину в поддержке после запуска «Орешника»

Глава британского МВД Иветт Купер заверила, что Британия продолжит поддерживать Украину, несмотря на запуск Россией новой ракеты «Орешник» средней дальности, пишет The Standard.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?