Следствие по резонансному делу о ДТП на Ленинском проспекте, для возобновления которого потребовалось решение Конституционного суда (КС), провело первоначальные мероприятия.
Обвинение что-то собирало, что-то там делало, а потом всех ставило перед фактом
Как сообщил газете ВЗГЛЯД адвокат родственников погибшей Ольги Александриной Игорь Трунов, в итоге ее представителю – отцу – вручили постановление о привлечении Александриной в качестве обвиняемой. «Появление процессуального лица, которое имеет право, в том числе, и на защиту, то есть на профессионального адвоката, который будет реализовывать эти права, – базовый момент, – отметил защитник. – С этой целью было вынесено решение Конституционного суда (о том, что нельзя закрывать дело на основании смерти подозреваемого, если его родственники настаивают на продолжении расследования – прим. ВЗГЛЯД) – чтобы предоставить эти права, чтобы появилась состязательность. До этого следователь был там один. Обвинение что-то собирало, что-то там делало, а потом всех ставило перед фактом».
По словам Трунова, следователь ознакомил представителя погибшей с уже готовыми экспертизами в нарушение его права на участие в производстве экспертиз по делу, а также вынес постановления об отказе в удовлетворении всех ходатайств, заявленных адвокатами (дополнительные и повторные независимые экспертизы, допрос на детекторе лжи представителей компании ЛУКОЙЛ, допрос свидетелей, проверка видеозаписей камер наблюдения в день ДТП).
Как отметил адвокат, после решения КС должно быть проведено новое расследование, «потому что появилось новое процессуальное лицо с процессуальным статусом, которое имеет определенный объем прав». «А следователь говорит: «Следствие состоялось, вот вам обвинение, все, я расследование заканчиваю», – продолжил защитник. – А мы говорим: «А как же реализация прав? Мы хотели бы участвовать в экспертизах, поставить вопрос перед экспертом, представить те экспертные учреждения, которые, по нашему мнению, объективно подойдут к разрешению этой проблемы». Следователь во всем этом отказывает. Мы говорим, что со стороны представителя погибшей есть свидетели, их надо допросить. Следователь отказывает в этом. Мы говорим, что надо допросить должностных лиц, ответственных за видеозаписи с камер, и узнать: куда делись видеозаписи с 15 камер? Почему появилась видеозапись не того дня, судя по снегу? Следователь нам отказывает.
Естественно, у него уже есть стереотип, он его придерживается и не может вынести другого решения, кроме того, что он уже вынес. Кроме того, у него есть и личная заинтересованность: сочувствующие семье погибших разбили его личную машину. Поэтому мы заявляем отвод следователю и апеллируем в суд с жалобой на его действия. Его действия не соответствуют решению Конституционного суда», – заключил защитник.
«Возможность для реализации прав Ольги Александриной на защиту появилась, а самой реализации пока не появилось», – заметил при этом Трунов.
Напомним, ДТП на Ленинском проспекте произошло 25 февраля 2010 года около 8.00. После столкновения с Merсedes S500, перевозившим вице-президента НК ЛУКОЙЛ по вопросам корпоративной безопасности Анатолия Баркова, погибла 36-летняя Ольга Александрина, сидевшая за рулем Citroеn C3. Пассажирка малолитражки – 72-летняя профессор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. ак. Кулакова Вера Сидельникова – скончалась в больнице несколькими часами позже. Анатолий Барков также был госпитализирован.
В августе прошлого года скоропостижно скончался и вдовец Ольги Александриной.
В ГИБДД еще до начала расследования вину склонны были возложить на погибшую. Как рассказывали в ведомстве газете ВЗГЛЯД, Citroеn «по не известной пока причине выехал на встречную полосу». В то же время в блогах появлялись свидетельства очевидцев, говоривших об обратном, а также снимки с места происшествия. Дело вызвало большой резонанс. Президент России Дмитрий Медведев поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву разобраться и доложить обо всех обстоятельствах трагедии. Позднее руководство столичной Госавтоинспекции даже наложило дисциплинарное взыскание на офицера ДПС, сделавшего сразу после трагедии заявление о виновности в ДТП погибшей женщины.
Однако по мере того, как истекали отведенные на расследование полгода, неофициальные источники несколько раз сообщали, что дело будет закрыто, а виновной будет признана погибшая Ольга Александрина. Так оно в итоге и случилось.
#{smallinfographicright=380884}Глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев обнародовал в сентябре официальную версию: причиной ДТП стал занос автомобиля Citroen: «В условиях той дорожной ситуации автомобиль Citroen превысил скорость и попытался перестроиться с крайнего левого ряда в правый ряд, где находился другой автомобиль... Водитель Citroen вывернул руль, его стало заносить, он выехал на встречную полосу, и произошло лобовое столкновение. Вот конечный результат всей этой эпопеи», – резюмировал генерал.
«В действиях водителя Citroеn С3 содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, но в связи с тем, что в результате ДТП она скончалась, настоящее уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ», – говорилось в последовавшем за этим заявлением заключении ГУВД.
Родственники погибших продолжили настаивать на том, что следствие было проведено некачественно и необъективно. Однако их жалобу на следственные органы, обвинившие Александрину и закрывшие дело в связи с ее смертью, Тверской суд Москвы в октябре прошлого года отклонил, признав прекращение дела законным. А в ноябре Мосгорсуд подтвердил это постановление, отклонив кассационную жалобу.
Тогда отец Ольги Александриной обратился с жалобой в Конституционный суд. Речь шла уже не только о конкретном резонансном деле, но в принципе о пересмотре уголовно-процессуального законодательства. Сергей Александрин попросил дать оценку нормам Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволяющим прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого, причем для этого не нужно было согласие его близких родственников, настаивающих на реабилитации умершего.
Конституционный суд признал, что эта норма не соответствует основному закону страны, гарантирующему каждому право на справедливый суд и на защиту, и указал на необходимость внесения соответствующих изменений в УПК РФ. Юристы называют это прецедентом, который может влиять на аналогичные дела, когда следствие объявляет виновными погибших (в авиакатастрофах, при других трагических происшествиях) и закрывает дело, после чего устанавливать истину могут лишь частные лица в порядке частной инициативы.
29 июля в ГУ МВД по Москве сообщили, что «во исполнение решения Конституционного суда РФ от 14 июля 2011 года главное следственное управление ГУ МВД отменило постановление о прекращении уголовного дела и возобновило производство по делу о ДТП».
«Это укладывается в логику решения Конституционного суда, которое обязательно для всех, – пояснил газете ВЗГЛЯД Игорь Трунов. – Но законодатель еще не внес поправок и изменений, и это (следственные действия по возобновленному делу – прим. ВЗГЛЯД) пока еще на грани самодеятельности: закон это никак не регламентирует, а Конституционный суд разъяснил общий порядок и не прописал деталей: какое обвинение, кто, кому предъявляет, какой процессуальный статус. Этого пока ничего нет, и мы сейчас с трудом находим формулировки для объяснения процессуальных лиц и происходящих действий. Думаю, что осенью законодатели выйдут из отпуска и детализируют все эти вещи».