Для того чтобы выправить ситуацию с коррупцией и преступностью в российской армии, необходимо уделить особое внимание отбору кадров для службы в вооруженных силах, заявил в интервью РИА «Новости» руководитель Главного военного следственного управления (ГВСУ) СК РФ генерал-полковник юстиции Александр Сорочкин.
Не меньшее значение следует уделять и кадровому вопросу
«В первую очередь – кадровому», – ответил Сорочкин на вопрос агентства о том, какому вопросу следует уделить особое внимание для выправления криминальной ситуации в российской армии.
Для подкрепления своей мысли Сорочкин привел ситуацию с ОАО «Воентелеком». Против должностных лиц этой компании, принадлежащей Минобороны, в течение 2011 года было возбуждено три уголовных дела. Общий ущерб государству от действий коррупционеров составил 772 млн рублей. В ряде случаев деньги похищали, заключая фиктивные договоры на оказание услуг. Не забыта коррупционерами и схема закупки оборудования по цене, в разы превышающей рыночную.
При этом главный военный следователь России отметил, что пример предшественников, осужденных за коррупцию, не останавливает тех, кто приходит на службу в «Воентелеком».
«Несмотря на реорганизацию ФГУП «Воентелеком» в открытое акционерное общество «Воентелеком» и смену его руководства, следственными органами продолжают выявляться преступления, связанные с хищением денежных средств, поступающих на счета указанной организации», – отмечает Сорочкин.
По данным руководителя ГВСУ, кроме кабинетной преступности в российской армии растет количество случаев рукоприкладства со стороны офицеров. От их насильственных действий за одиннадцать месяцев текущего года пострадали «на 7% больше лиц, чем за аналогичный период предшествующего года».
«Не обладая необходимыми профессиональными знаниями, методическим мастерством и педагогической культурой, офицеры, в отсутствие помощи со стороны вышестоящего командования, зачастую прибегают к физическому насилию, поскольку не видят иных способов добиться от подчиненных надлежащего исполнения служебных обязанностей», – считает глава ГВСУ, отмечая ведущую роль «человеческого фактора» в таких преступлениях.
Кроме того, Александр Сорочкин отметил низкий уровень ответственности некоторых офицеров, которые направили солдат на утилизацию боеприпасов, не проведя перед этим никакого обучения. Из слов главы ГВСУ можно сделать вывод, что взрывы на арсеналах в Удмуртии и Башкортостане, унесшие несколько человеческих жизней и причинившие государству убытки на миллиарды рублей, произошли из-за разгильдяйства офицеров, ответственных за хранение и утилизацию боеприпасов.
«По уголовному делу о взрывах боеприпасов в Удмуртской Республике установлено, что ящики со снаряженными боеприпасами 122-х и 115-миллиметрового калибра, а также с гранатометными минами в нарушение всех требований на протяжении более двух лет хранились на так называемой «площадке временного хранения», в результате тара прогнила и пришла в негодность», – сообщил Сорочкин.
По его данным, непосредственно перед пожаром штабеля прогнивших ящиков со снарядами были передвинуты, в результате чего часть боеприпасов просто рассыпалась на территории арсенала.
«По уголовному делу о взрывах боеприпасов в Республике Башкортостан установлено, что должностные лица войсковой части № 67684 в нарушение требований руководящих документов привлекли к работам по разукомплектованию боеприпасов 3-й категории военнослужащих по призыву войсковой части № 02030, которые ранее работы с данным типом боеприпасов не производили, теоретическую и практическую подготовку не прошли, положенные зачеты не сдали», – утверждает глава ГВСУ.
При этом рядовой Деняев, на которого начальство свалило вину за взрыв арсенала, просто не знал, что гильза снаряда, которую он бросил в кучу других таких же гильз, может стать причиной пожара.
По данным главы ГВСУ, ущерб от взрыва арсенала в Удмуртии превысил 4 млрд рублей. Цифру ущерба по Башкирии Сорочкин не назвал.
Вместе с тем, по признанию главного военного следователя России, ущерб от действий военного начальства терпит не только государство, но и сами офицеры. В настоящее время ГВСУ расследует уголовное дело о поборах в Самарской области.
По версии следствия, начальник Сызранского филиала учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия имени Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А.» полковник Николай Ярцев и бывший командир войсковой части 15566, входящей в структуру этой академии, полковник запаса Сергей Прияткин организовали сбор средств, которые их подчиненные получали в качестве надбавок.
«За период с апреля по декабрь 2010 года с военнослужащих войсковой части № 15566 во исполнение незаконных требований вышестоящего командования было собрано более четырех миллионов рублей», – говорит Сорочкин.
Впрочем, руководитель ГВСУ призывает общество не стричь всех военных под одну гребенку, отмечая, что случаи мужества и отваги со стороны офицеров также имеют место. В качестве примера Александр Сорочкин привел ситуацию, сложившуюся в войсковой части № 46108, когда в ходе проведения подрывных работ по утилизации боеприпасов погибли два офицера.
«Когда произошел первый взрыв, рядом с его эпицентром находились только офицеры. Одного из них взрывной волной отбросило в сторону уже подготовленных к новому подрыву 115-миллиметровых боеприпасов. Одновременно с этим произошло воспламенение пороха и возгорание тротила», – говорит Сорочкин, отмечая, что второй офицер кинулся на помощь товарищу, несмотря на то, что новый взрыв был неизбежен.
При этом он приказал отойти на безопасное расстояние двум солдатам-срочникам, прибежавшим помогать ему, «что, в конечном итоге, и спасло им жизнь».
По словам Сорочкина, описанный случай вызывает гордость за офицеров, а случаи коррупции – чувство горечи и разочарования.
«Приведенные здесь примеры еще раз указывают на то, что, несмотря на всю важность и значимость структурных преобразований, происходящих в последнее время в Вооруженных силах РФ, не меньшее значение следует уделять и кадровому вопросу», – резюмировал руководитель Главного военного следственного управления.
Следует отметить, что, несмотря на наличие вопиющих нарушений закона в армии, общее количество преступлений в войсках снизилось практически во всех силовых структурах. В пограничных войсках ФСБ России – на 23%, в Вооруженных силах России понижение составило 16%, во Внутренних войсках МВД России – 7%. Особняком стоит МЧС, где количество преступлений продолжает расти.