Во вторник президент России Дмитрий Медведев приказал прокуратуре и Следственному комитету при прокуратуре России (СКП) привлечь к ответственности чиновников, которые причастны к махинациям при закупке медицинского оборудования в регионах. Как передает пресс-служба Кремля, об этом глава государства заявил на встрече в Сочи с руководителем контрольного управления президентской администрации Константином Чуйченко.
«Они просто ни стыда, ни совести не имеют»
Прежде всего, необходимо разработать подходы, определяющие взаимозаменяемость аналогичного оборудования
Впервые о махинациях при закупке оборудования президент говорил в июне. Тогда Чуйченко сообщил главе государства, что одни и те же томографы приобретаются в разных регионах по сильно различающимся ценам.
На этот раз Чуйченко сообщил детали. Выяснилось, что цены при закупке регионами медицинского оборудования были сильно завышены. В рамках правительственной программы были закуплены 170 томографов на общую сумму 7,5 млрд рублей. Оказалось, что цены на томографы в Ростовской области доходили до 90 млн рублей, а в Самарской и Курской областях – до 50 млн при реальной цене от 16 млн. В Калининграде томографы покупались выше рыночной стоимости на 19 млн рублей. По словам Чуйченко, по итогам проверки возбуждено 17 уголовных дел.
«Таким образом, прибыль посредника составляла иногда 55 млн рублей», – заметил Чуйченко. По его словам, «конкурсная документация формировалась с нарушением, и, соответственно, зачастую основная задача этой документации – исключить честную конкурентную борьбу между производителями».
По мнению Медведева, подобные махинации – «не коррупционная составляющая, а абсолютно циничное, хамское воровство государственных денег». «При этом люди, которые это все устраивают, они просто ни стыда, ни совести не имеют. Понятно, что во время поставок существуют фирмы-посредники. Они должны иметь свою прибыль, но нигде эта прибыль не измеряется сотнями процентов, да еще и на какой теме – на здравоохранении», – отрезал Дмитрий Медведев.
Президент заявил, что этого «терпеть больше нельзя», так как вызывает «дикую ненависть наших людей» и создает «отрицательный авторитет у нашей страны». «Это роняет престиж государства и нашей экономики», – считает он, добавив, чтобы больше «этой вакханалии не было».
«Я лично дам указание генпрокурору и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое, серьезное наказание», – заявил Медведев.
Президент поручил Чуйченко контролировать ситуацию и «провести качественную поверку ранее принятых решений» губернаторами и «кто понес какую ответственность». Через «несколько месяцев» Чуйченко должен подготовить очередной доклад о том, «что происходит».
«Самое главное – сделать так, чтобы эта система бесконтрольной закупки дорогостоящих приборов, медицинских средств, оборудования и других, кстати, технических средств (речь идет не только о закупках по системе здравоохранения) была разрушена. Займитесь этим и лично мне докладывайте», – заявил президент.
Генпрокурор России Юрий Чайка уже отреагировал на слова президента, пообещав лично контролировать расследование по факту нарушений при закупке томографов.
Также Медведев поручил правительству подготовить изменения в законодательство по размещению заказов на закупку медицинского оборудования по ценам производителей. В итоге должна быть сформирована эффективная система мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков медоборудования. Еще президент потребовал разработать унифицированные технические требования к закупаемому оборудованию. Эти поручения должны быть исполнены к февралю 2011 года.
«Нет принципов определения взаимозаменяемости»
Я лично дам указание генпрокурору и руководству СКП, чтобы все, кто к этому причастен, понесли суровое, серьезное наказание
Как выяснила газета ВЗГЛЯД, тема с махинациями при закупках государством медицинской техники ранее уже поднималась Федеральной антимонопольной службой. По итогам расследования, которое проводила ФАС, выяснилось, что оборудование и расходные материалы для государственных нужд приобретаются заказчиком по завышенным ценам. При этом техническое задание формируется таким образом, чтобы исключить возможность участия в аукционе компаний, производящих аналогичную конкурентную продукцию.
Схема проста: требования, которые выставляются к желающим принять участие в аукционе по продаже государству того или иного оборудования, предельно детализируются – при этом учитываются не только значимые параметры, но и не имеющие принципиального значения.
О том, каким образом впустую тратятся миллионы рублей и что нужно сделать для пресечения этой практики, газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев.
ВЗГЛЯД: Тимофей Витальевич, насколько известно, в основу расследования, которым занимаются сейчас контрольное управление администрации президента и Генеральная прокуратура, легли материалы Федеральной антимонопольной службы. Это так?
Тимофей Нижегородцев: Этой проблемой занимались не только мы, но в том числе и мы.
ВЗГЛЯД: Как удалось обнаружить нарушения?
Т. Н.: С помощью мониторинга цен. Плюс жалобы конкурентов, которых не допускают к госзаказам.
Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев |
ВЗГЛЯД: Удивляет то, что на покупку оборудования проводились тендеры, что, как считается, не позволяет реализовывать коррупционные схемы. Тем не менее все равно переплачивались десятки миллионов рублей. В чем проблема?
Т. Н. На самом деле, это системная проблема. У нас нет принципов определения взаимозаменяемости аналогичного оборудования. Допустим, есть томографы одного и того же ряда: 16-срезовые, 32-срезовые, 64-срезовые. При этом они аналогичные. Для частного инвестора это оборудование разных марок является взаимозаменяемым. Но заказчики в сфере госзаказа сразу находят массу разных особенностей у аналогичного оборудования.
ВЗГЛЯД: Эти особенности они находят в чьих-то интересах?
Т. Н.: Конечно. Они формируют заказ под конкретного производителя. А другие участники – конкурирующие марки – не могут участвовать в тендере. Доходит до того, что, например, не подходит размер стола, отсутствуют какие-то второстепенные функции или лампочки не тех цветов. То есть находят второстепенные особенности, которые не влияют на фундаментальные функции оборудования, и «затачивают» госзаказ под конкретного производителя. А если заказ уже «заточен» под производителя, то тогда дистрибьютору оборудования вообще нет смысла снижать цену. Более того, есть смысл многократно ее увеличить, чтобы «рассчитаться за услуги» с теми, кто формировал заказ.
ВЗГЛЯД: Как этого избежать?
Т. Н.: Прежде всего, необходимо разработать подходы, определяющие взаимозаменяемость аналогичного оборудования.
ВЗГЛЯД: То есть они до сих пор не разработаны?
Т. Н.: Не разработаны, и все этим пользуются при закупке лекарств и оборудования. ФАС России в отсутствие разъяснений Минздравсоцразвития самостоятельно начала работу по определению взаимозаменяемости. У нас сейчас вышло первое разъяснение с определением взаимозаменяемости диализного оборудования.
ВЗГЛЯД: Когда будут разработаны общие критерии ФАС по оборудованию?
Т. Н.: На каждый вид оборудования уходит по три месяца. Требуется заслушать экспертов, медицинское сообщество и представителей компаний. После этого мы выдаем заключение, что оборудование с таким-то набором характеристик является взаимозаменяемым и в конкурсной документации нельзя указывать определенные дополнительные характеристики, которые устраняют взаимозаменяемость этого оборудования.
ВЗГЛЯД: Но ведь так уйдет много времени на разработку критериев...
Т. Н.: Этот путь мы в любом случае должны пройти. Других ходов нет. Допустим, мы рассмотрели оборудование по диализу. Что такое искусственная почка? Это насос, кровопроводящие пути и фильтр. Больше там ничего нет. Все это в высокой степени одинаково у десятков производителей. Что делают недобросовестные госзаказчики? Они начинают говорить, что фильтр и насос должны быть такого-то размера. А в реальности врачи могут пользоваться облегченным видом оборудования даже без функции измерения давления. Хотя мы в своем решении пишем, что функция измерения давления должна быть. То же самое по томографам и лекарствам, где есть свои особенности.
ВЗГЛЯД: А можно ли считать, что пока нормы по взаимозаменяемости по оборудованию отсутствуют, то по большому счету в действиях недобросовестных чиновников, устанавливающих дополнительные требования, нет нарушения закона?
Т. Н.: Нарушение закона есть. Да, с одной стороны, отсутствуют разъяснения Минздрава о взаимозаменяемости определенных видов оборудования и лексредств, с другой стороны, закон запрещает «затачивать» документацию под конкретного производителя, тем самым ограничивая конкуренцию.
При затачивании госзаказа на определенного производителя есть штрафные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения мы постоянно выносим решения. Но для одного должностного лица максимальный штраф составляет 50 тыс. рублей. А разница при стоимости оборудования равняется десяткам миллионов рублей. Наши штрафы здесь не работают, здесь работает только уголовное наказание.
Это сегодня и дал понять президент. Он не верит в то, что увеличение на 55 млн рублей стоимости оборудования, которое стоит 19 млн, – досадное недоразумение или ошибка. Очевидно, что здесь имеется умысел и коррупция. Поэтому он приказывает разобраться в этом Генпрокуратуре, поскольку это уже уголовное преступление, причем довольно тяжкое.