– Олег Александрович, непривычно высокая для европейской части России погода держится уже довольно продолжительное время, некоторые специалисты говорят об аномалии. Вы, как климатолог, согласны с такой постановкой вопроса?
Одним из следствий антропогенного потепления должно быть учащение экстремальных событий
– Сейчас имеют место два фактора: жара и засуха. В России и в Советском Союзе с такими явлениями сталкивались на протяжении многих лет. Были длительные периоды, например, в 30-е годы, когда было жарко и засушливо. Сказать, что это что-то из ряда вон выходящее, нельзя.
– В последние дни синоптики с завидной регулярностью объявляют о температурных рекордах...
– Рекорды, о которых объявляет Гидрометцентр – «сегодня в Москве самый жаркий день за столетний период», – устанавливаются без конца. Но каждый такой рекорд – это именно сегодня. Надо сместить чуть-чуть туда-сюда эту вилку, тогда сразу становится видно. Надо брать температуру в среднем хотя бы за месяц. А пока никаких особых рекордов я не вижу.
– Можно ли говорить, что нынешняя жара имеет какое-то отношение к глобальным изменениям климата?
– Изменение климата – модная тема, она у всех на слуху. И им пытаются объяснить все: говорят, что климат виноват в том, что столкнулись поезда, что с террористами что-то от жары сделалось. Нельзя приписывать все одной причине.
Заведующий отделом исследований изменений климата Гидрологического института доктор географических наук Олег Анисимов (фото: hydrology.ru) |
Это совершенно нормальное явление. Год на год не приходится. Вспомните, какие были в прошлые годы засухи и жаркие периоды. Сказать, что частота засух увеличилась, тоже нельзя. Другое дело, что раньше с этим боролись, орошали, а потом все это кануло в Лету. Заурядное явление.
– Но если такая погода является нормой, как же будет выглядеть потепление?
– Если теории глобального потепления работают и верны, то одним из следствий антропогенного потепления должен быть не просто плавный подъем всего уровня, а учащение именно экстремальных событий. То, что мы сейчас наблюдаем, – это и есть экстремальное событие, но сейчас оно находится в пределах нормальной статистики. Со временем такие явления могут встречаться чаще.
– Представляет ли нынешнее лето интерес для ученых, наблюдающих глобальные изменения?
– То, что сейчас происходит, – совершенно нормальные для наших широт условия с точки зрения статистики. Но, наблюдая их, можно смоделировать то, что будет происходить при изменении климата, а именно то, что такие явления будут встречаться чаще. Пока что повторяемость таких явлений в пределах нормы.
Прогнозы говорят, что в будущем будут длительные периоды, когда будет держаться высокая или низкая температура. При этом низкая будет повышаться, зимы будут более теплые, а высокая будет такая – волны тепла будут держаться периодами. Но пока что это только прогнозы.
– В том, что сейчас установились такие погодные условия, сыграл ли какую-то роль человеческий фактор?
– То, что климат меняется, – это очевидно. Тому есть две причины. Первая – естественные факторы, которые всегда были. Вот взорвался вулкан, должно было быть немного холоднее после этого, но пока что-то не ощущается.
Человеческий фактор здесь, конечно же, играет свою роль. Но вклад этого фактора выделить очень трудно. В наблюдениях его не выделишь. Его выделяют, моделируя, что было бы, если бы не было антропогенного воздействия, насколько другим был бы климат. Но пока не было такого, чтобы какие-то наблюдения показали, что сейчас происходят беспрецедентные климатические события. Это все пока что теория.