Тот факт, что российским военным морякам пришлось отпустить задержанных пиратов, атаковавших танкер «Московский университет», в Минобороны объясняют несовершенством международной нормативно-правовой базы. Об этом «Интерфаксу» сообщил начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов.
Мы, конечно, будем разбираться с пиратами по всей строгости военно-морских законов
Напомним, источник в российском военном ведомстве еще в четверг вечером заявлял, что морской спецназ разоружил и высадил пиратов в открытом море.
«Российский десант, высадившийся на танкере, после короткого штурма разоружил пиратов. Средства навигации, имевшиеся у них, были конфискованы», – сказал источник. Он отметил, что «затем все пираты были ссажены в одну лодку и оставлены в ней на месте инцидента». Напомним, что район инцидента находится приблизительно в 350 морских милях (650 километрах) к востоку от ближайшей суши – острова Сокотра у побережья Сомали. «По данным радиопеленгации, приблизительно через один час сигналы (от радиоаппаратуры) в лодке пропали в радиоэфире», – добавил военный.
Источник РИА «Новости» в группировке российских военных кораблей в регионе чуть позже опроверг это заявление. Однако в пятницу утром пришло официальное подтверждение от Минобороны.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в четверг президент России пообещал, что сомалийские пираты не уйдут от ответственности. «Мы, конечно, будем разбираться с пиратами по всей строгости военно-морских законов», – сказал Дмитрий Медведев.
И весь день велись разговоры о том, что пираты будут доставлены в Россию. В частности, президент Ассоциации международного морского права, судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что «по международным правовым нормам, государство, военный корабль которого имеет достаточно оснований полагать, что судно занимается пиратством, имеет право такое судно задержать независимо от его флага. Это предусматривает статья 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировали более 160 стран-участниц.
Согласно статье 105-й этой конвенции, государство, чей военный корабль захватил пиратское судно, имеет право определять наказание, выносить постановление в отношении захваченных пиратских судов, а также пиратов и их имущества. То есть все было сделано правильно и в блестящей форме, никаких замечаний с точки зрения международного права нет».
А член Комитета по обороне, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев, комментируя инцидент газете ВЗГЛЯД, выразил уверенность в том, что «лучший вариант – чтобы они отбывали наказание в той стране, к которой они принадлежат. Второе – надо, чтобы наказание осуществлялось в государствах, которые находятся в соседних территориях с сомалийской зоной ответственности. В-третьих, если нет иной возможности, надо рассмотреть этот вопрос через призму того, чтобы наказание осуществлялось в соответствующих тюрьмах внутри России».
Между тем в пятницу Анатолий Колодкин заверил газету ВЗГЛЯД, что «согласно международной конвенции ООН 1982 года, страна, чей корабль захватил в плен пиратов, имеет возможность как задержать пиратов и провести над ними суд, так и отпустить их». При этом эксперт отметил: «Каждый раз отпускают, потому что лень это делать (привлекать их к уголовной ответственности – прим. ред.) Потому что нужно за 48 часов получить решение суда, подтверждающее законность задержания. Это значит, что их надо было посадить на самолет и привезти в страну».
Отвечая на вопрос, имели ли право российские военные моряки отбирать у бандитов средства навигации, Колодкин посетовал: «Безобразия творятся в морях и океанах. Президент страны выступает и говорит: будем судить по всей строгости военно-морских законов, а они (законы) не имеют отношения к пиратам».
Напомним, танкер «Московский университет» класса «афрамакс» водоизмещением 106 тыс. тонн с грузом сырой нефти был атакован около 8 часов утра 5 мая. По судну был открыт огонь из автоматического оружия. Несмотря на ряд предпринятых экипажем маневров, «Московский университет» был захвачен пиратами. Моряки вовремя заметили приближающихся пиратов и успели уведомить о попытке захвата представителей EUNAVFOR, а также установить прямую связь с российским военным кораблем «Маршал Шапошников», который незамедлительно отправился по направлению к захваченному российскому кораблю.
Спасательная операция оказалась успешной. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, утром в четверг российские моряки с большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников» освободили захваченный пиратами танкер.
«В районе трех часов ночи БПК вышел в район нахождения танкера и в течение некоторого времени оценивал ситуацию, ведя наблюдение техническими средствами. После чего было принято решение о проведении операции. В результате освобождения танкера среди россиян никто не пострадал», − отчитался высокопоставленный представитель коалиционных сил. В результате спецоперации в руках российских военных моряков оказались десять пиратов, еще один был убит. «Во время штурма танкера «Московский университет» группой антитеррора с БПК «Маршал Шапошников» пираты открыли огонь из стрелкового оружия. В перестрелке ответным огнем был уничтожен один из пиратов», − добавил он.
Однако, согласно данным газеты «Коммерсантъ», предполагаемые пираты сами могли быть невинными жертвами. Оказавшиеся в руках российских моряков подозреваемые заявили, что были захвачены в заложники морскими разбойниками и принуждены пойти на абордаж российского танкера. Якобы в захвате участвовали и настоящие бандиты, но, обнаружив над собой вертолет, они его обстреляли, после чего предпочли скрыться на своем катере в неизвестном направлении. Подтвердить или опровергнуть версию о том, что военные арестовали мирных граждан, было бы крайне сложно.
В данный момент российский танкер «Московский университет» продолжает рейс по заранее намеченному маршруту, сообщили в пятницу в пресс-службе компании. Судно следует в один из ближайших портов для дозаправки и получения снабжения. Там же моряки смогут отдохнуть. «Судно поддерживает связь с компанией. Капитан Юрий Тульчинский подтвердил, что все члены экипажа здоровы и готовы продолжать рейс», – говорится на сайте компании судовладельца ОАО «Новошип» («Новороссийское морское пароходство»).