Комфортное нападение
Шансы Украины или России оказать какое-либо давление на ход событий крайне малы
Впервые об атаке на MSC Anafi сообщил эксперт по международным морским перевозкам, редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. В свою очередь ему, регулярно отслеживающему ситуацию с захваченными судами, о нападении стало известно от родственников моряков с автомобилевоза Asian Glory – судна, с которого было совершено нападение. Часть экипажа этого корабля также представлена гражданами Украины. При этом пираты, угрожая заложникам смертью, заставили их стрелять по судну-мишени.
Родственники членов экипажа Asian Glory (по данным Войтенко, 10 из 25 членов интернационального экипажа являются украинцами) написали морскому эксперту письмо, в котором рассказали о ходе переговоров по освобождению судна и о нетипичном случае использования захваченного корабля. Обычно захваченные суда буксируются пиратами ближе к побережью Сомали, где они становятся на якорь в ожидании выкупа. Однако в конце марта захватчики уже в третий раз вывели Asian Glory в море – для использования в качестве мощного судна-базы пиратской «флотилии», состоящей в основном из небольших лодок.
«Региональные суда доу, которые обычно используются пиратами в качестве судов-баз, − они, конечно, относительно быстроходные, но их швыряет на волне не меньше, чем те лодчонки, непосредственно с которых происходят нападения, − рассказал Михаил Войтенко в интервью газете ВЗГЛЯД. − А тут у них здоровенное океанское судно. Его не качает, у него высокая скорость. На таком корабле они могут подойти вплотную к жертве и прицельно стрелять, находясь на спокойной, не качающейся палубе.
При этом их шлюпки атакуют это судно практически безнаказанно. Пока, слава богу, они не шли на абордаж, при котором в условиях соприкосновения двух огромных лайнеров и океанской волны могут потонуть оба судна», − добавил эксперт.
Причины и последствия
Михаил Войтенко считает, что к использованию захваченного судна с заложниками в качестве судна-базы пиратов подтолкнули расквартированные в регионе военные. Около месяца назад они начали активно уничтожать используемые пиратами суда-базы, не трогая при этом маленькие лодки, на которых происходят вылазки и которые содержат основное количество пиратов. Это привело к резкой нехватке суд-баз, и вот пираты решили восполнить потери.
По словам редактора «Морского бюллетеня», существует большая опасность того, что пираты возьмут новую тактику на вооружение. В то же время военные корабли НАТО и некоторых стран, не входящих в альянс, принципиально не атакуют захваченные пиратами корабли, поскольку это чревато гибелью экипажа. Таким образом, нападая на корабли с уже захваченных судов, пираты ничем не рискуют и могут атаковать часами напролет.
На вопрос о том, что можно противопоставить подобной тактике, Михаил Войтенко ответил: «Ничего. Только одно – вооруженную охрану на борту».
Между тем сама история оказалась покрыта мраком. Представители охраняющих Аденский залив международных сил о нападении просто не сообщили. Украинский капитан MSC Anafi – судна, подвергшегося нападению, – в интервью украинскому Пятому каналу подтвердил, что инцидент имел место, однако не придал ему значения. Моряк заявил, что его судну удалось уйти от ночной атаки, при этом он не разобрал, какой именно корабль пыталось захватить контейнеровоз под его управлением.
В то же время по прибытии MSC Anafi в индийский порт Мумбаи 20 из 24 украинцев с MSC Anafi заявили о намерении списаться с контейнеровоза. Об этом Войтенко стало известно от родственников членов экипажа находящегося в плену Asian Glory. Дело в том, что родные моряков с обоих судов проживают в Одессе, а там, по словам Войтенко, «люди намного дружнее, чем в Москве, Питере или Новороссийске – они знают друг друга, и поэтому подобные новости расходятся мгновенно».
Российско-украинский плен
Судно Asian Glory, шедшее под английским флагом из Сингапура в саудовский порт Джедда с грузом из 2405 легковых автомобилей южнокорейского производства, было захвачено 2 января. На его борту находятся 25 человек экипажа – 10 граждан Украины, 8 – Болгарии, 5 – Индии и 2 – Румынии.
Между тем за несколько дней до этого захвата, 26 декабря прошлого года, в руки пиратов попало другое британское судно – «Джеймс Парк» (St James Park). В составе находящегося на его борту экипажа два украинца и три гражданина России.
Впоследствии выяснилось, что оба захваченных с интервалом в несколько дней судна принадлежат одной компании – Zodiak Maritime Agencies Ltd. Это первый случай в истории современного пиратства, когда морские разбойники захватывают два судна одного оператора.
По данным родственников моряков, переговоры компании с пиратами об освобождении кораблей и их экипажей идут в напряженной обстановке: официальный Лондон категорически против любых переговоров с сомалийскими пиратами и выплаты им выкупа.
«Конечно, власти не могут запретить частной компании вести переговоры и выкупать суда, но и помогать они никаким образом не намерены, − сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Михаил Войтенко. – Так что в этой ситуации шансы Украины или России оказать какое-либо давление на ход событий крайне малы».