Своих постов лишились 17 генералов и один полковник милиции, в том числе заместители министра и руководители региональных УВД, сообщает «Интерфакс». В частности, уволены замминистра МВД генерал-полковники Николай Овчинников и Аркадий Еделев; второй из них курировал положение дел на Северном Кавказе.
Кого за дело, кого − по ротации
Николай Овчинников (фото: ИТАР-ТАСС) |
Руководители региональных УВД сменяются в Белгородской, Ростовской, Томской, Брянской, Новгородской областях, в отставку уходят также министры внутренних дел по Республикам Тыва, КЧР и Бурятия. Лишь в одном из регионов УВД возглавлял полковник милиции (Энвер Рахматуллин в Новгородской области), остальные отставленные главы региональных милиций − генералы.
Помимо этого, в отставку уходят начальник Оперативно-поискового бюро МВД РФ генерал-полковник милиции Иван Балбашов, начальник ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу генерал-полковник милиции Юрий Сковордин, замначальника ГУВД по Москве − начальник штаба генерал-майор милиции Виктор Черкашин, начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД РФ генерал-лейтенант милиции Владимир Шлемин и еще четверо милицейских начальников в ранге генералов милиции и юстиции.
Аркадий Еделев (фото: mvd.ru) |
Не все милицейские чиновники покидают свои посты из-за нареканий президента к их работе. Около половины уволены в рамках кадровой ротации: в частности, к их числу, как стало известно, относится Аркадий Еделев, который может перейти на работу в аппарат полпреда по СКФО, остальные оказались вовлечены в «нарушения в работе органов внутренних дел, получивших широкий общественный резонанс», прокомментировал РИА «Новости» ситуацию источник в Кремле.
Некоторые главы региональных органов внутренних дел, скорее всего, поплатились постами за «громкие» нарушения, допущенные их подчиненными. Это логично, тем более что за последний год количество таких нарушений, получивших при этом широкий резонанс в СМИ и Интернете, оказалось весьма значительным. Еще одна возможная причина отставок − низкие показатели в работе региональных подразделений МВД.
Не все милицейские чиновники покидают свои посты из-за нареканий президента по поводу их работы
«Эти отставки показывают, что наш президент решил серьезно навести порядок в правоохранительных органах, − говорит председатель комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена. − Органы внутренних дел должны перестать лукавить, говорить о том, что у них все в порядке. Это правильно, что начальники органов внутренних дел должны нести персональную ответственность за своих сотрудников, если те совершили преступление».
Говоря о преступлениях, совершенных подчиненными уволенных руководителей региональных подразделений МВД, Кучерена имел в виду как самое громкое дело прошлого года − расстрел майором милиции, начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым водителя такси и посетителей супермаркета, так и ряд менее масштабных преступлений и нарушений, совершенных сотрудниками милиции в регионах. Так, в начале января в Томске был до смерти избит 47-летний журналист Константин Попов. В избиении обвинен 26-летний милиционер медвытрезвителя Алексей Митаев, он арестован. В отставку ушел начальник томского УВД − точно так же, как после трагедии с Евсюковым свой пост покинул глава ГУВД Москвы Владимир Пронин.
В Тыве 24 октября 2009 года инспектор ДПС Борбак-оол Баир застрелил 17-летнего школьника, находившегося за рулем «Жигулей», и ранил пассажирку машины. Милиционер приговорен к 1 году и 3 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, что вызвало возмущение родителей и родственников застреленного школьника: они сочли приговор слишком мягким. Сейчас в отставке руководитель МВД Тывы.
Глава Министерства внутренних дел Бурятии Виктор Сюсюра (фото: mvd.bol.ru) |
Что касается главы бурятского МВД Виктора Сюсюры, то он сам находится под уголовным преследованием − этим, скорее всего, и объясняется его отставка. Милицейский чиновник, по сведениям СКП, обвиняется в многочисленных правонарушениях, относящихся к периоду его службы в Краснодарском крае − по версии следствия, он связан с контрабандой и брал крупные взятки.
Уже подписаны и указы о заменах выбывших из «обоймы» милицейских чинов. Дмитрий Медведев назначил Сергея Герасимова на место замминистра Н. Овчинникова, а на должность статс-секретаря − замминистра вместо Еделева придет генерал-майор милиции Сергей Булавин. Оба до четверга работали в администрации президента России: Герасимов занимал должность замначальника управления по обеспечению конституционных прав граждан, а Булавин был начальником департамента государственно-правового управления президента.
Кроме того, начальником Департамента охраны общественного порядка МВД РФ Медведев назначил генерал-лейтенанта милиции Юрия Демидова, ранее бывшего исполняющим обязанности руководителя этого департамента после отставки Николая Трифонова. Кроме того, президент назначил новых людей на различные должности в Департаменте кадрового обеспечения МВД, Правовом департаменте, Департаменте угрозыска, Санкт-Петербургском университете МВД, Академии управления МВД РФ и других милицейских структурах.
Отставки и назначения в системе МВД, хотя от коллегии министерства в этом году и ожидали начала долгожданной реформы ведомства, вызвали реакцию политологов и экспертов. Одно из наиболее часто повторяющихся суждений гласит, что с помощью кадровых подвижек Дмитрий Медведев стремится поставить на ключевые посты МВД людей из своей команды.
Так, вице-президент Центра политических технологий Андрей Макаркин полагает, что для президента наиболее приоритетным было стремление обеспечить реальную реформу ведомства, для этого и призваны люди, которые будут не тормозить, а ускорять реформу в нужных точках. В пользу этого говорит и выбор должностей: в частности, сменяется руководство в Департаменте кадрового обеспечения. «Это решение целесообразно рассматривать в комплексе, в сочетании с теми шагами, которые предпринимались в прошлом году и были направлены на реформирование МВД», − отмечает Макаркин.
Другие эксперты, в частности Анатолий Кучерена, считают, что речь идет, скорее всего, не об усилении личной команды Медведева, а о простом омоложении руководства МВД. «Президенту важно, чтобы в МВД работали люди, профессионально относящиеся к своим обязанностям», − полагает Кучерена.
Критерии − упрямая вещь
Вслед за кадровыми перестановками в руководстве министерства Дмитрий Медведев представил свои инициативы по реформе МВД: соответствующие законопроекты уже внесены в парламент. В частности, законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» президент предложил определить список грубых нарушений дисциплины, которые являются критериями для отставки сотрудника ведомства.
Всего таких пунктов в проекте 15. В их числе несоблюдение сотрудником органа внутренних дел запретов и ограничений, установленных федеральным законом; отсутствие сотрудника на месте службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного рабочего времени; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Грубым нарушением служебной дисциплины будет считаться «сокрытие фактов обращения к сотруднику каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений».
Несколько пунктов посвящены защите корпоративной конфиденциальной информации и «чести мундира»: так, если законопроект вступит в силу, сотрудник МВД может быть уволен за публичное вынесение суждений и оценок в адрес начальства. Кроме того, серьезными санкциями для нарушителя грозит разглашение сведений, составляющих государственную, либо иную охраняемую федеральным законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставшими известными сотруднику ОВД в связи с исполнением им служебных обязанностей.
К числу бесспорных критериев профнепригодности относятся: утрата оружия, неявка на аттестацию без уважительных причин, совершение действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа внутренних дел либо иных организаций и их структурных подразделений.
В качестве антикоррупционной меры в этот список президент включил предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставление заведомо ложных сведений по этим вопросам, касающихся членов семьи.
Наконец, основанием для увольнения станет «неоднократное неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин при наличии дисциплинарных взысканий, наложение которых осуществлено в письменной форме».
В приоритетном порядке
Таков, судя по всему, ответ президента на очевидную необходимость реформы Министерства внутренних дел. Старт реформы, несмотря на то, что его ожидали практически все, получился достаточно резким, почти столь же резким, как и запуск «андроповской» реформы начала 80-х.
Уже сейчас известно, что инициативы президента Медведева будут рассмотрены депутатами Федерального собрания в приоритетном порядке.
«Все три проекта закона уже поступили в Госдуму, в наш комитет, и мы уже фактически приступили к работе над этими документами», − рассказал журналистам глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. По его словам, необходимость реформы МВД в парламенте вполне осознают.