Вместо милиции – полиция
Вот техосмотр для чего нужен? Что за глупость? Сотрудник ГАИ с логарифмической линейкой, поковыряв в носу, принимает решение о технической пригодности машины
«...Милиции общественной безопасности (МОБ) – насколько я знаю, ее больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции – это решение абсолютно правильное», – заявил глава Счетной палаты и сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин в четверг на заседании ассоциации, которое проходило с участием главы МВД РФ Рашида Нургалиева.
Впрочем, Степашин, который в 1998 году возглавлял Министерство внутренних дел России, не раскрыл сути нововведения, передает «Интерфакс».
В МВД газете ВЗГЛЯД также не смогли прокомментировать слова Степашина. «Я в принципе не могу комментировать заявления глав Счетной палаты», – заявил руководитель пресс-службы МВД Олег Ельников.
«МВД предписано в установленные сроки – до 31 января 2010 года – подготовить предложения по реформированию, оптимизации структур и прочее, представить их в правительство. Правительство до 31 марта эти предложения рассматривает, вносит коррективы и докладывает президенту. Он уже принимает решение», – пояснил он, добавив, что в МВД не знают, какие предложения готовятся в других ведомствах.
Олег Ельников сообщил, что «на данный момент милиция общественной безопасности – это конгломерат очень большого количества служб». «Это самая многочисленная в МВД служба, на которую возложено огромнейшее количество функций. Это и участковые уполномоченные, и инспекция по делам несовершеннолетних и защите их прав, и дознание, и патрульно-постовая служба, и ДОБДД и т. д. Многие говорили, что нужно избавить эту структуру от несвойственных ей функций», – напомнил он.
Уточним, что в большинстве стран в обязанности полицейского управления входит только охрана общественного порядка, профилактика и противодействие преступности.
Заместитель руководителя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков*, комментируя газете ВЗГЛЯД предложение Сергея Степашина, отметил: «Я оцениваю это как одну из предлагаемых по реформе мер, которую надо обсуждать. Но ни одна из предложенных мер не является панацеей, они будут действовать только в комплексе».
В то же время он заметил: «Вообще, МВД у нас уже давно не МВД, а полицейское управление. «Внутренние дела» во многих странах – это и пожарная безопасность, и содержание заключенных, и ряд других служб. У нас все это уже выведено за пределы ведомства, и вполне возможно, что этот процесс будет продолжаться. Таким образом, МВД сейчас сосредотачивается вокруг полицейской функции, и, наверное, это правильно».
«Сложно назвать их профессиональными, это такая низкопрофессиональная, но полиция», – резюмировал депутат.
Мы максимально уходим от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему
Отвечая на вопрос, почему он не слишком высоко оценивает профессионализм сотрудников МВД, эксперт заметил: «Вопрос даже не в том, как кого назвать, а в том, что у нас сейчас ведомство находится вне контроля. Над ним нет ни парламентского, ни гражданского, ни серьезного прокурорского надзора. Когда будет восстановлена система контроля, сокращены избыточные и параллельные функции, сокращен персонал до приемлемого уровня, а я думаю, что 20% сокращения – это только первый шаг, вот тогда можно будет говорить о компактной профессиональной полиции, находящейся под контролем общества и государства».
Геннадий Гудков затруднился назвать, какие еще избыточные функции нужно вывести из сферы влияния МВД, и заявил, что их слишком много, «это надо садиться и изучать». «Вот техосмотр для чего нужен? – привел пример замруководителя комитета по безопасности. – Что за глупость? Уже большинство машин в России – импортные, с системами впрыска, системами безопасности и т. д. Существуют совершенные тесты, компьютерные стенды, так нет – у нас по-прежнему сотрудник ГАИ с логарифмической линейкой или даже без нее, поковыряв в носу, принимает решение о технической пригодности или непригодности машины».
По мнению Геннадия Гудкова, для повышения профессионализма нужно поднимать зарплату, улучшать соцпакет и степень контроля. «Потому что на такой уровень зарплат мы можем набрать только плохо обучаемые, не очень грамотные кадры, которые, к сожалению, еще портит и коррупция, – убежден он. – Наберите двоечников из школы и попробуйте сделать из них научно-исследовательский институт…»
«Поэтому, конечно, сокращать надо, но не трогать бюджет. Тогда у нас появится совершенно другой правоохранительный орган», – выразил надежду депутат.
Служба дознания и новая система оценки
Вообще, МВД у нас уже давно не МВД, а полицейское управление
На заседании Ассоциации юристов первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман также анонсировал изменения, которые могут ждать МВД. По его словам, в ведомстве может быть создана специальная служба дознания, а функции собственно следствия логично будет передать в единый Следственный комитет.
«Создание единого Следственного комитета – наверное, это нормальное решение, к которому мы шли ни один десяток лет... Наверное, мы пришли к тому, когда надо уже принимать решение», – приводит его слова РИА «Новости».
Буксман уточнил, что на сегодня 40% правонарушений – это преступления небольшой и средней тяжести, раскрытие которых совершенно не обязательно проводить «по полной форме предварительного расследования». «Их расследование можно перевести в дознание, создав специальную службу дознания в МВД России, а следствие передать в Следственный комитет», – конкретизировал он.
Глава МВД Рашид Нургалиев, в свою очередь, сообщил, что Министерство внутренних дел России подготовило приказ, который положил конец прежней системе оценки работы милиционеров.
«Мы подготовили приказ № 25 от 19 января, он уже вышел, в соответствии с которым при оценке работы сотрудников органов внутренних дел будет учитываться мнение населения. Мы максимально уходим от валовых показателей и тех предпосылок, которые создавали для сотрудников пресловутую палочную систему», – сообщил Нургалиев, подчеркнув, что основными критериями работы милиции станет качество и строгое соблюдение законности.
«В этом приказе мы усилили социальную составляющую в работе милиции. Независимые источники будут давать объективную оценку деятельности», – пояснил он.
При оценке деятельности органов внутренних дел также будет учитываться степень «резонансности» выявленного или раскрытого преступления.
Кроме того, Рашид Нургалиев рассказал о том, что возглавляемое им ведомство ведет реестр кандидатов, признанных негодными для службы в милицию. На данный момент в нем содержатся данные более чем о 6 тыс. человек, кандидатуры которых были отклонены при наборе на службу в МВД по дискредитирующим обстоятельствам.
А в ведомственных образовательных учреждениях МВД при отборе кандидатов на обучение проводятся проверки по установлению наркозависимых лиц.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом