Пять шагов к успеху
Отчитываться нужно будет регулярно, потому что это главный, концептуальный документ развития школьного образования на ближайшую перспективу
Президент России обещал в ближайшие дни подписать новый проект национальной инициативы «Наша новая школа», который готовился больше года.
«Сегодня мы рассмотрим проект национальной инициативы «Наша новая школа». Считаю, он достаточно проработан и уже в ближайшие дни национальная инициатива будет мною подписана. Мы также обсудим план первоочередных действий по модернизации общего образования в 2010 году, который представлен правительством. На его реализацию в этом году из бюджета планируется выделить более 15 млрд рублей. Все мероприятия должны быть выполнены полностью и в срок», – заявил президент Дмитрий Медведев на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике во вторник.
Напомним, проект «Наша новая школа» включает в себя пять шагов модернизации системы общего образования. Речь идет о переходе на новые учебные стандарты, развитии системы талантливых детей и потенциала педагогов, изменении инфраструктуры школьной сети, а также сохранении и укреплении здоровья школьников.
Объявив об официальном старте инициативы «Наша новая школа», Медведев поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о ее реализации.
«Делать это нужно будет регулярно, потому что это главный, концептуальный документ развития школьного образования на ближайшую перспективу», – цитирует Медведева РИА «Новости».
Больше успехов – выше зарплата
Речь идет не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов
Также глава государства назвал сроки, по истечении которых в России будет введена новая «стимулирующая» система оплаты труда, при которой размер выплат учителям будет зависеть от успешности их работы.
«В течение ближайших трех лет в России повсеместно должна быть введена новая система оплаты труда педагогов. Речь идет не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
По мнению главы государства, «нужно также активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов». «Уже к лету этого года должны быть разработаны методические рекомендации по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах», – сказал он и выразил надежду на то, что со следующего учебного года они будут применяться.
Президент напомнил, что в России работают 1,35 млн учителей, в прошлом году свою квалификацию повысили 130 тыс. преподавателей. Новая модель повышения квалификации учителей применялась в 21 регионе. «Надо эту работу продолжать», – отметил Медведев и подчеркнул, что в федеральных бюджетных проектах и в бюджетах субъектов РФ средства на эти цели предусмотрены. «В этом году новая система должна заработать в 45 регионах», – поделился планами президент.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, о начале масштабной модернизации системы образования Дмитрий Медведев заявил еще в ноябре прошлого года в послании к Федеральному собранию. И его инициативу поддержали все заинтересованные стороны.
«С учетом все возрастающих требований к учителям требуется совершенствование системы педагогического и системы дополнительного образования, о чем упомянуто в послании, – заявила, в частности, в интервью газете ВЗГЛЯД председатель Российского профсоюза образования Галина Меркулова. – Инициатива прописана очень верно, она задает приоритетные направления в том, что сейчас должно поэтапно осуществляться в системе образования для того, чтобы оно могло быть адекватным происходящим в стране процессам. Это очень трудный путь, здесь нужно привлечение очень серьезных финансовых и человеческих ресурсов.
Не следует, однако, забывать и про вторую сторону медали. Одно дело – ставить требования к качеству и повышать их. Но при этом надо дать возможность помочь учителю выполнять свои задачи: через систему повышения квалификации, более объективную оценку труда учителя, чтобы появилась дополнительная мотивация, через создание необходимых условий труда. Это необходимо для того, чтобы могли сказать учителю: «Уважаемая Мария Ивановна, мы создали вам все условия, у вас есть выход в Интернет, вы имеете возможность получить любую литературу в своей библиотеке, и если вы этого не делаете, то у нас есть право сказать, что вы не хотите этим заниматься и вам не место в школе», – заключила Галина Меркулова.
Кстати, эксперты отмечают, что конкурс среди педагогов будет расти даже вне зависимости от реформы Министерства образования и науки. Дело в том, что за последние 10 лет число российских школьников снизилось почти вдвое. В прошлом учебном году за парты сели 12 млн 962 тыс. учеников, что на 340 тыс. меньше, чем в 2008 году.
Тем не менее Министерство образования придумывает дополнительные стимулирующие меры. Так, министр образования и науки Андрей Фурсенко во вторник заявил, что выпускники вузов, выбравшие профессию учителя, будут получать специальные гранты. В ближайшие два года планируется выделить тысячу грантов по 0,5 млн рублей.
«В числе первоочередных действий по реализации инициативы «Наша новая школа» – инициатива по грантовой поддержке успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школе», – сказал министр и отметил, что в основном это будет касаться сельских школ, потому что в городских действительно большого количества вакансий нет.
На уточняющий вопрос президента Дмитрия Медведева Фурсенко ответил, что, скорее всего, будет выделяться по 250 тыс. рублей на каждый год. «Эти деньги могут пойти на повышение зарплаты, на оплату повышения квалификации или на поездку в отпуск», – пояснил он.
ЕГЭ и хлеб насущный
Давайте вспомним свои собственные студенческие годы. Явно студенты сейчас питаются не хуже, чем мы
Ситуацией, сложившейся в связи с введением в России обязательного единого государственного экзамена, президент не удовлетворен.
«Мною утвержден план по усовершенствованию проведения единого госэкзамена. Нужно обеспечить его реализацию и устранить те недостатки, которые выявила комиссия, созданная мною», – заявил он.
Кроме того, президент России высказался за создание в России системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным, инновационным мышлением.
«Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе, соответственно, в университетский период и послеуниверситетский период, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Надо в этом контексте расширять и сеть школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного, то есть заочного и дистанционного образования при национальных исследовательских университетах, и другие возможности использовать», – подсказал он.
Касаясь вопроса здоровья школьников, президент сказал несколько слов даже о горячем питании для школьников. Он отметил, что у всех образовательных учреждений должна быть возможность кормить учеников горячими обедами.
Подобный эксперимент уже начался. «Он у нас проводился в ряде пилотных территорий, в том числе в Петербурге. Результаты были неплохие. Нужно посмотреть, что из этого можно сделать, каковы следствия и каким образом нам создать такую систему школьного питания, которая будет включать в себя возможности по горячему школьному питанию для практически всех школ нашей страны, – сказал президент. – Есть разные технологии, которые могут применяться в больших школах, в городах, в маленьких школах, в деревнях и даже в малокомплектных школах. Но все равно это должно быть», – потребовал он, отметив, впрочем, что в последнее время в качестве питания школьников и студентов наметились позитивные сдвиги.
«Мне представляется, качество питания, в том числе для студентов, не стало хуже. Давайте вспомним свои собственные студенческие годы. Явно студенты сейчас питаются не хуже, чем мы».
Из советской школы – в светлое будущее
В целом, напомнив, что наступивший год объявлен Годом учителя, Медведев сказал: «Надо сделать все возможное для стимулирования талантливых педагогов и повышения престижа этой профессии, учительского труда», – приводит его слова «Интерфакс».
Резюмируя, он призвал, опираясь на опыт советской школы, создавать новую. «Мы должны взять все лучшее из советской системы школьного образования, но не должны стоять на месте, мы должны создать нашу новую школу», – сказал он.
При этом он особо отметил, что «мы не должны идеализировать все, что было». Такой была реакция главы государства на заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который говорил о проблемах образования в России, ЕГЭ, о том, что подростки все больше употребляют алкоголь, наркотики.
«Надо создать позитивную мотивировку, чтобы школьники, да и все наши граждане вели позитивный образ жизни. Запретами ничего не решить. Надо действовать умно, но жестко», – приводит слова президента ИТАР-ТАСС.
Напомним, программа приоритетных национальных проектов была сформулирована вторым президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Тогда он заявил, что «открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены».
В связи с этим он предложил выделить четыре приоритетных направления: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, – которые должны быть удостоены особого внимания.
21 октября 2005 года был создан Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и обозначены четыре соответствующих нацпроекта: «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса».
Реализация проектов началась с 2006 года.