Известие о том, что главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко уехал из России, появилось в СМИ в четверг днем. Скоропостижный переезд журналиста, по информации «Интерфакса», был связан с освобождением сухогруза Arctic Sea.
Звонившие посоветовали в течение трех-четырех месяцев держаться подальше от России
«Я покинул Россию после этой истории (с Arctic Sea – Прим.ред.)», − сказал Войтенко, уточнив, что в ночь на среду ему позвонили друзья, которые сообщили, что некие влиятельные люди после событий вокруг Arctic Sea хотят отомстить.
«Звонившие сказали, что уже не в состоянии остановить запущенную машину и посоветовали в течение трех−четырех месяцев держаться подальше от России. Готовилось уголовное дело», − отметил главред издания.
В то же время на сайте издания появилось сообщение следующего содержания за авторством Войтенко.
«Последние несколько дней появляются публикации в СМИ, что главный редактор М. Войтенко находится в опасности, что ему приходиться скрываться. Была информация, что я звонил в редакции и делал заявления. Я бы хотел сообщить всем, кому я не безразличен, что нахожусь в командировке в Стамбуле, готовлю несколько интересных репортажей. Сообщаю, что в ближайшие 3−4 дня сайт возобновит нормальную работу», − говорится в сообщении.
За комментариями о загадочном исчезновении газета ВЗГЛЯД обратилась к самому Михаилу Войтенко, который сейчас находится в Стамбуле.
− Михаил, хотелось бы прояснить историю с вашим исчезновением…
− … (смеется)
− Вас, наверное, достали все уже с этим вопросом?
− Ну, есть немного.
− И все-таки, вы могли бы рассказать, что же случилось на самом деле? Вы действительно покинули Россию или все-таки находитесь в командировке в Стамбуле?…
− Да, покинул.
− Ваш отъезд связан с историей вокруг Arctic Sea?
− Ну естественно.
− Михаил, вы сейчас серьезно говорите, или это шутка?
− Да нет, конечно … (пауза) Не шучу. Рад бы пошутить, но не получается…
− А сообщение за вашей подписью, которое появилось на вашем сайте, вы писали сами, или его опубликовал кто-то другой?
− Это писал «Совфрахт».
Те, кто звонил, как раз и не хотели, чтобы со мной что-то произошло
− То есть все-таки не вы?
− Нет, не я. Скажем так, я дал добро на публикацию.
− Михаил, а расскажите про историю с угрозами. Вам звонили лично, или кто-то из знакомых вас предупредил?
− Да, лично. О том, что это за структуры, мне бы не хотелось распространяться. Вот представьте, вы гражданин России и живете в России. И вам звонят после всей этой истории с Arctic Sea и спрашивают: «Михаил Дмитриевич?» − Я отвечаю: «Да». − «Вам представиться или вы догадаетесь, кто это?» − спрашивают. Я отвечаю: «Да лучше не представляйтесь». Ну и дальше объяснили мне, что и как.
− А прямые угрозы в ваш адрес были или объяснили иносказательно?
− Нет, угроз вообще не было. Наоборот, те, кто звонил, как раз и не хотели, чтобы со мной что-то произошло. Они мне сказали: «Если с тобой что-то произойдет, это будет очередной скандал. Поэтому какое-то время держись подальше от России».
− То есть вы сейчас находитесь в Стамбуле. Долго планируете там пробыть?
− Он мне сказали: «Месяца три−четыре не появляйся. А там посмотрим».
− Понятно. А «Морской бюллетень» будет работать в этот период или нет?
− Конечно, будет выходить.
− Вы сами будете публиковать статьи, или вам все-таки кто-то будет помогать?
− Да нет, как сам его делал, так и буду делать.
− Михаил, и все-таки возвращаясь к истории с Arctic Sea. Вы бы могли прокомментировать последние события?
− Я уже писал об этом на своем сайте и сейчас повторюсь: я бы настоятельно рекомендовал СМИ оставить их в покое. Это я подтверждаю категорически.
− Михаил, спасибо вам за беседу. Берегите себя. Мы еще надеемся с вами вместе поработать.
− Вам спасибо.
Как писала газета ВЗГЛЯД, сухогруз Arctic Sea с российским экипажем на борту перестал выходить на связь и исчез с экранов радаров 28 июля, а 4 августа не прибыл в порт назначения. После долгих поисков он был обнаружен у берегов Кабо-Верде.
17 августа Анатолий Сердюков доложил президенту РФ Дмитрию Медведеву, что моряки, а также неизвестные, подозреваемые в захвате судна, перемещены на борт сторожевого корабля «Ладный». 20 августа 11 из 15 моряков, а также восемь предполагаемых захватчиков сухогруза были доставлены в Москву.
26 августа на сухогруз был наложен арест.
27 августа Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) предъявило обвинение восьми подозреваемым в захвате сухогруза.
Семерым подозреваемым предъявлены обвинения в соучастии в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УК РФ и п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ («пиратство и похищение человека, совершенное с применением насилия, оружия, организованной группой»). Восьмому фигуранту инкриминируется организация этих преступлений.
Подозреваемые причастность к захвату отрицают, называя себя экологами, спасавшимися на борту сухогруза от шторма, в который они попали, но показания моряков не соответствуют этим заявлениям. Однако свидетельства моряков противоречат этим показаниям.