Парламент Петербурга в среду в первом чтении принял проект закона «О внесении дополнений в городской закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства», или «Собачий закон», как его уже успели окрестить петербуржцы. Дело в том, что все дополнения касаются домашних псов и их владельцев. Некоторым из любителей домашних питомцев придется серьезно поработать над собой, поскольку закон предусматривает для них серьезные штрафы.
Закон должен иметь большое воспитательное значение. Мы должны прививать культуру - через штрафы, через новые требования
От 2 до 4 тыс. рублей отныне обойдется выгул собак без поводка. Псов, имеющих в холке высоту более 40 сантиметров, запрещено выгуливать без поводка и намордника. Штрафы также предусмотрены за выгул собак на детских или спортивных площадках, на территориях, прилегающих к школам и учреждениям здравоохранения, в местах проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Составлен и список лиц, которым вообще нельзя выходить на улицу с четвероногими питомцами: штрафами будет караться выгул собак детьми, не достигшими 14-летнего возраста, без сопровождения взрослых, а также лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Натравливание животного на кого бы то ни было обойдется хозяину еще дороже – в сумму от 3 до 5 тыс. рублей. Оставление собаки без присмотра в общественном месте теперь стоит от 1 до 3 тысяч. А если описанные выше действия причинили вред здоровью, ущерб городу или имуществу его жителей, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.
Руководители Петербурга уверяют, что новый закон направлен не против «друзей человека», а лишь против недобросовестных владельцев.
Выступая в эфире передачи «Диалог с городом», губернатор Матвиенко, у которой тоже есть собака – голден-ретривер Рэм, − рассказала, что этот закон является способом «приведения в чувство хозяев, которые плевать хотели на окружающих, на детей, на других собачников»: «Закон должен иметь большое воспитательное значение. Мы должны прививать культуру − через штрафы, через новые требования», − отметила градоначальница.
Валентина Матвиенко пожаловалась, что в федеральном законодательстве на сегодня нет рычагов для решения «собачьего вопроса». Поэтому решать его пришлось в рамках Петербурга.
Спикер петербургского ЗакСобрания Вадим Тюльпанов прокомментировал принятое решение на официальном сайте местного органа власти. Тюльпанов рассказал, что при разработке закона учитывалось мнение не только пострадавших от укусов собак, но и экспертов: «Кинологи приветствуют заложенный в законопроекте подход − отказаться от перечня так называемых опасных пород и обязывать надевать намордник на всех крупных собак.
Если человек без мозгов, если это отморозок, который купил себе питбуля и натравливает его на людей, то к нему нужно применять самые жесткие меры
Трудно представить, что участковый милиционер хорошо разбирается в тонкостях кинологии. А высота в холке − показатель объективный, − отмечает политик. – Кинологи согласны с тем, что поводок в общественном месте обязателен для всех собак. Однако необходимо дать четкое юридическое определение, что является общественным местом и местом выгула. В этой связи нужно подумать о создании в каждом микрорайоне специальных мест для выгула, которые соответствовали бы указанным в законопроекте нормам: вдали от детских и спортивных площадок, а также вне территорий, прилегающих к образовательным учреждениям и учреждениям здравоохранения. По идее, следует оборудовать их таким образом, чтобы дать возможность владельцам выгуливать на таких площадках собак без поводков и намордников. Но это уже следующий этап регулирования «собачьей» проблемы...»
Многие владельцы собак в Петербурге еще на этапе разработки закона восприняли его скептически, даже направили губернатору обращение, в котором говорили о чрезмерной жесткости предлагаемых нововведений. Но с тех пор законопроект стал менее радикальным. Например, изначально предлагалось сажать собак на короткий поводок, потом решили, что и обычного будет достаточно.
Есть среди собаководов и те, кто поддерживает ужесточение правил: «Сама собака, конечно же, ни в чем не виновата. Проблема всегда в ее хозяине, − заверила корреспондента газеты ВЗГЛЯД председатель кинологического клуба «Петербург» Галина Александрова. − Если человек без мозгов, если это отморозок, который купил себе, например, питбуля и натравливает его на людей, то к нему нужно применять самые жесткие меры.
Часто мне доводится слышать: «Я беру собаку для ребенка». Многие не понимают, что это не просто так – взять и завести собаку. Даже маленькая собака – это все равно собака, за ней нужен особый уход, нужна особая ответственность».
По словам Александровой, многие собачники сегодня просто не знают, как правильно обращаться с питомцами, отсюда и те страшные случаи, когда животные бросаются на людей.
«Еще лет пятнадцать назад владельцы собак сдавали техминимум на знание определенных базовых вещей, − рассказывает она. – Только после этого им разрешалось приобретать животное. Когда тебе выдана бумага, что ты обучен, то и спрос другой. Этот техминимум подстегивал людей к более ответственному отношению. Не мешало бы к нему вернуться».
Напомним, о необходимости принятия жестких санкций к недобросовестным собаководам в Петербурге заговорили в июле этого года, после страшного случая в Тарховке. Как писала газета ВЗГЛЯД, в пригороде Петербурга гувернантка выгуливала трех собак породы южноафриканский бурбуль. На улице собаки неожиданно набросились на мальчика, который проходил мимо. Женщина пыталась закрыть подростка своим телом, но не смогла справиться с огромными животными. Собаки изгрызли ребенка до полусмерти. Остановила зверей только пуля подоспевшего милиционера.