«В первую очередь из Москвы выводятся части обеспечения, в том числе узлы связи, автобазы, а также хозяйственные структуры, обеспечивающие деятельность штабов видов и родов Вооруженных сил. До 1 декабря Москву по планам военного руководства должны покинуть примерно 50 подобных воинских частей», – приводит «Интерфакс-АВН» слова источника в российском военном ведомстве.
В течение 2010 года планируется вывести штаб и другие структуры Командования специального назначения (возможно, штабы Дальней (стратегической) и Военно-транспортной авиации ВВС), батальон отдельного разведполка и штаб ВДВ, а также Главный штаб ВМФ.
#{weapon}
Если командование СпН переедет совсем недалеко, в подмосковную Балашиху, которая де-факто уже давно является спальным пригородом столицы (кстати, в окрестностях города с советских времен находится один из основных центров управления стратегическими силами), то прочим штабам путь предстоит дальний. Так, командование Дальней авиации предполагается разместить в Рязани, а траспортников – в Иваново.
При этом прослеживается определенная логика: под Рязанью располагается одна из крупнейших баз стратегической авиации, а Иваново – давнишнее «гнездо» авиации военно-транспортной (ВТА). Фактически вся наличная на сегодняшний день ВТА, по крайней мере все тяжелые самолеты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан», базируется на Ивановском аэроузле. Если следовать той же логике, то командование десантников должно переехать в Тулу или во Псков.
На вырученные от продажи земельных участков деньги военное ведомство обещает решить некоторые социальные проблемы военнослужащих, прежде всего – жилищные. Так, в мае стало известно о решении Минобороны приобрести или построить 52 тысячи квартир для российских военнослужащих до конца 2010 года.
Собрать командующих на экстренное совещание, требующее их личного присутствия, при необходимости будет сложновато
В первую очередь с молотка пойдут участки в самом центре города: Старомонетном переулке, на Большой Полянке и на Гоголевском бульваре, а за ними – расположенные ближе к окраинам, но вдоль удобных транспортных магистралей, а потому имеющие немалую цену: в районе Перово, на Щелковском и Хорошевском шоссе, на Бережковской набережной и в других местах Москвы.
Собственно, в этом и видится весь смысл рокировки штабами: выручить побольше денег за лакомые куски земли. Получат ли при этом обещанные квартиры бездомные офицеры – вопрос десятый. Возможно, некоторые получат. А некоторые улучшат и без того свои не стесненные жилищные условия. С начала 90-х МО продало собственности на сотни миллиардов рублей, а количество очередников так и осталось на уровне 120–140 тыс. человек.
Впрочем, вопрос даже не в этом. Действительно, есть ли объективная необходимость в этих переездах?
Для начала – простой вопрос: окупит ли продажа освободившихся площадей стоимость перемещения военных структур, если подходить к этому вопросу грамотно, а не просто выводить штабы и командования «в чисто поле»? Кто и когда рассчитал необходимую смету, проверил ее, утвердил? И, наконец, где, в каком издании, на каком сайте можно ознакомиться с этим документом?
Впредь до публикации какого-никакого экономического обоснования говорить о целесообразности затеянных переездов – значит сотрясать воздух. Ссылки на особую секретность такого плана – тоже пустой звук: нет необходимости сообщать публично, во сколько обойдется строительство, к примеру, новой радиорелейной линии спецсвязи между Москвой и Рязанью (хотя и это не великий секрет) или перечислять конкретные типы закупленной аппаратуры ЗАС.
Для начала достаточно простого, как мычание, баланса, который предоставляют обычные корпорации, всего из трех колонок: планируемая выручка, предполагаемые затраты, планируемая прибыль. Но Минобороны пока не желает сообщить налогоплательщикам даже такой малости.
#{help=254417}
Далее – военный аспект. О чисто технических сложностях, связанных с перемещением крупных командных структур, ВЗГЛЯД уже писал в заметке, посвященной перемещению Главного штаба флота в Санкт-Петербург. Решение о приостановке переезда было воспринято высшими офицерами ВМФ положительно, однако этот вопрос возник вновь. Возникает впечатление, что в случае вздорожания земли на невских берегах военных моряков загонят куда-нибудь подальше: в Кронштадт, например, или в Североморск.
Переезд КСпН в Балашиху вопросов не вызывает – это как бы и Москва фактически, и вся необходимая инфраструктура там есть: в угрожаемый период командование в любом случае должно было переместиться туда в полном составе. Какие-то резервные командные центры наверняка существуют и в тех регионах, куда будут перемещены штабы и командования ВДВ, ДА и ВТА.
Но дело даже не в этом. В мирное время штабы стратегически важных родов войск и воинских объединений центрального подчинения (например, Дальняя авиация – это как раз объединение: 37-я воздушная армия Верховного Главного командования стратегического назначения) должны находиться в непосредственной близости от центра принятия политических решений, каковой в нашей стране с 1918 года находится в Москве. И лишь в угрожаемый и особый периоды должны приниматься меры по их рассредоточению.
Вроде бы как эту аксиому, высказанную еще великим военным теоретиком Клаузевицем, никто сомнению не подвергал, кроме российского МО. Исключения есть и были, как у нас, так и за рубежом, но на то существовали веские причины и основания. Более веские, нежели простое желание погреть руки на продаже земли, хотя и такое история знала.
Вспомним начало прошлогоднего грузинского конфликта: просочившиеся в СМИ рассказы о том, как после принятия решения дать отпор агрессору по всей Москве искали и собирали офицеров Генштаба и ответственных лиц Минобороны – это, увы, правда. И это в пределах одного, пусть и очень крупного, города! Несложно представить, какой бардак в управлении войсками начнется, если критически важные штабы окажутся далеко от столицы.
Да и просто собрать командующих на экстренное совещание, требующее их личного присутствия, при необходимости будет сложновато: телепортацию еще не изобрели. Удаленность штабов увеличивает время реакции на возможные спонтанные угрозы, сущность которых сложно представить, пока они не возникли: что-то из категории нашествия марсиан или ультиматума атомных террористов.
Опять же, полной «демилитаризации» Москвы вследствие данного решения не произойдет. Строевые части МВД из столицы никуда не денутся. Ровно так же, как не переедут «за околицу» и части МЧС, которые так же считаются воинскими подразделениями. Нет в проекте речи и о военных строителях, которых в Первопрестольной также немало. Что неудивительно: большинство их объектов расположены в спальных районах и на окраинах – у Арбатского военного округа пока есть дела более насущные.