Во вторник Находкинский городской суд приговорил капитана судна «Нью Стар» (New Star) к трем месяцам лишения свободы, признав его виновным в незаконном пересечении госграницы России, передает РИА «Новости» со ссылкой на старшего помощника прокурора Приморского края Ирину Номоконову.
Назвир Ади покинул порт Находка по указанию судового оператора и боцмана Ма Бина, который является родственником судовладельца
«Суд приговорил капитана судна «Нью Стар» гражданина Республики Индонезия Назвира Ади к трем месяцам лишения свободы. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ («незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации»). Иностранец взят под стражу в зале суда», – уточнила Ирина Номоконова.
По ее словам, судом было установлено, что капитан «Нью Стар» в ночь на 13 февраля 2009 года, не получив разрешения портовых властей, вывел судно из залива Находка с целью выхода за пределы Российской Федерации.
Требованиям капитана порта Находка, представителя агентирующей компании «Вира», а также Центра безопасности движения судов об остановке и возвращении в порт капитан судна не подчинился, незаконно пересек госграницу и вышел за пределы РФ.
Как рассказал на суде сам Назвир Ади, он покинул порт, выполняя требования судового оператора и боцмана Ма Бина, который является родственником судовладельца и фактически командовал судном, передает «Интерфакс».
Между тем, по оценке коллег Назвира Ади, российский суд поступил по отношению к капитану сухогруза «Нью Стар» гуманно и вынес мягкий приговор.
«Конечно, я считаю вынесенный приговор мягким. Капитана наказали за факт нарушения границы, но не за последствия, когда в результате обстрела погибли восемь моряков и судно», – говорит вице-президент Международной федерации ассоциаций капитанов (МЕФАК) Петр Осичанский, который выступил в защиту гражданина Индонезии.
По его словам, ранее МЕФАК не поддержала защиту Назвира Ади, мотивируя это тем, что федерация не приветствует, когда капитаны идут на поводу у судовладельцев.
«Во время первой встречи с капитаном теплохода я получил от него пакет документов. Беседы с ним и спасенными членами экипажа убедили меня в том, что Назвир Ади находился под сильнейшим давлением судовладельца. Более того, на борту был родственник судовладельца, боцман, гражданин КНР Ма Бин. Судовладелец по радиосвязи, а боцман воочию оказывали на капитана сильнейшее давление, заставляя его самовольно покинуть порт и скрыться. Судовладелец, утверждает капитан, отдал такую команду, опасаясь судебного разбирательства в порту, поскольку часть риса, доставленного из Гонконга в Находку, оказалась подмоченной морской водой», – говорит Осичанский.
Как рассказал Петр Осичанский, именно поэтому, несмотря на свой 20-летний капитанский опыт, Назвир Ади не смог противостоять давлению, которое, по словам и капитана, и спасенных членов экипажа, граничило с физическим насилием.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, сухогруз New Star, зарегистрированный под флагом Сьерра-Леоне (судовладелец – гонконгская компании «Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД»), 12 февраля вышел из порта Находка, не получив разрешения на это от пограничных органов, капитана порта и Центра управления движением судов.
В погоню за иностранным нарушителем отправились два пограничных корабля: «Приморье» и «Манчьжур». Силы береговой охраны в ходе преследования, действуя в соответствии с ведомственными требованиями, положениями российского законодательства и нормами международного морского права, открыли по беглецу огонь и заставили судно-нарушителя остановиться и лечь на обратный курс.
При возвращении в порт Находка в ночь на 15 февраля судно попало в шторм. Ветер достигал силы до 28 метров в секунду, высота волн – 6–7 метров. В этих экстремальных условиях капитан New Star, сославшийся на выход из строя главного двигателя и поступление в трюм забортной воды, принял решение эвакуировать экипаж судна.
16 моряков, одетых в спортивные костюмы, легкие болоньевые куртки и спасательные нагрудники, спустились на два спасательных плота, один из которых не был оборудован верхним тентом, чего требует Конвенция ООН по спасению на море.
В результате один из плотов сразу же наполнился ледяной водой, что, скорее всего, и привело к гибели от переохлаждения находящихся на нем восьмерых человек. Остальных моряков удалось поднять на борт российского сторожевика.