Большая пресс-конференция по итогам работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 35» состоялась в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) в Санкт-Петербурге.
К северным широтам проявляют интерес американцы, канадцы, норвежцы, датчане, японцы и итальянцы. Свою экспедицию на полюс собираются отправить даже индусы
Напомним, в середине июля ученых пришлось эвакуировать с льдины, которая стремительно уменьшалась в размерах. Полярники рассказали о том, как проходила спасательная операция, о задачах для новой экспедиции и о том, как работается с иностранцами.
«Ледокольную проводку «Сомова» осуществлял атомный ледокол «Арктика». Несмотря на то что оба судна довольно старенькие: «Михаил Сомов» был спущен на воду в 1975 году, «Арктика» – чуть помоложе, они прекрасно справились со своей задачей, эвакуация прошла успешно. Мы очень мягко и даже нежно подошли к льдине с полярниками. На все про все ушло не более трех суток. Мы загрузили на корабль 279 тонн грузов, 20 человек-полярников и двух собак. Полярники благополучно добрались до дома. А собаки сейчас находятся на другой станции. Но мы поддерживаем с ними связь, следим за их судьбой», – пояснил руководитель спасательной экспедиции на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов» Владимир Чурун.
По словам Чуруна, после эвакуации людей и грузов они целенаправленно занялись уборкой мусора, накопившегося за год. Над Арктикой специально летал вертолет и высматривал его.
На уборке мусора остановился и начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов. Он объяснил журналистам, откуда в Арктике взялся мусор, о котором некоторое время назад много писали газеты.
«Тот мусор остался от другой станции, СП-32. Ее коллектив был эвакуирован в процессе специальной операции. Вал торосов тогда прошел по большей части станции и нужно было срочно забирать людей. Из вещей и оборудования смогли забрать только самое ценное. Ну а через полгода остатки нашего лагеря обнаружили исследователи с немецкого ледокола. Они поворчали немного, но все кончилось хорошо: мусор убрали, мы с ними договорились. Теперь мы стараемся особенно тщательно убирать за собой», – отметил Соколов.
Полярники рассказали, что, несмотря на техническую оснащенность, которая постоянно развивается, проще в Арктике не становится. Разного рода опасностей по-прежнему хватает. Это и трещины в льдине, и белые медведи. За 10 месяцев дрейфа станции СП-35 ее посетило около 100 медведей. Это очень опасные животные. Но пока обходилось без серьезных инцидентов.
Следующая экспедиция – СП-36 – стартует через несколько недель. Уже 14 августа из Петербурга выйдет в северные широты судно «Академик Федоров». В сентябре планируется высадка на льдине десанта исследователей. Это будут 18 российских ученых, следующей весной к ним присоединятся еще двое немцев.
Как отмечают ученые, бюджет полярных экспедиций серьезно растет. Если на организацию СП-33 несколько лет назад было выделено 70 млн рублей, то на СП-36 – уже 200 млн. При этом прекращать эти экспедиции Россия не планирует. Уже сейчас специалисты ищут места для работы следующих групп.
«Самая лучшая поверхность для дрейфующей станции – это дрейфующие ледяные острова. Последний такой использовался еще в 1981 году для СП-22. Хотелось бы найти ледяной остров и для новой станции. Но не знаю, удастся ли. Оптимальные размеры для такого острова: 2 км – длина, 4 км – ширина, 25–30 м – толщина. В 2005 году в Канадском архипелаге откололся хороший крупный ледяной остров, но, к сожалению, потом он раскололся на части и ушел в канадские проливы. Для СП-36 у нас есть на примете около 20 различных ледовых объектов. Я надеюсь, что один из них и послужит базой для дрейфующей станции», – подчеркнул океанолог Владимир Бессонов.
Не могли полярники обойти стороной и претензии других государств на Арктический шельф и полярные воды. Не секрет, что там находятся залежи разных полезных ископаемых и добывать их хочет не только Россия.
По словам начальника арктической экспедиции ААНИИ Владимира Соколова, активность в этом регионе возрастает. Недавно Арктику посетило китайское судно.
«Китайцы называют его ледоколом, но это не так, это судно ледового класса. Построено оно было еще в Советском Союзе, в городе Николаеве. Но в перестройку отечественные заказчики не смогли за него заплатить и корабль выкупили китайцы. Они уже трижды заплывали в Арктику», – заявил Соколов.
Кроме того, к северным широтам проявляют интерес американцы, канадцы, норвежцы, датчане, японцы и итальянцы. Свою экспедицию на полюс собираются отправить даже индусы.
«Позицию нашей страны по этому вопросу озвучил министр иностранных дел Сергей Лавров. Он сказал, что есть приарктические государства и только они, с нашей точки зрения, могут обсуждать вопросы о дележе Арктики. А остальные страны – милости просим, пусть плавают и проводят исследования», – добавил ученый.
Соколов отметил и позитивную сторону пристального внимания к Арктике разных государств. По его словам, благодаря международной кооперации удалось собрать очень большой объем данных об этом регионе и в целом о природе нашей планеты.