В столице подвели итоги единого государственного экзамена, проведенного в российских школах. На пресс-конференции, посвященной его итогам, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова отметила, что «единый госэкзамен, с точки зрения технологического инструмента, не проявил никаких сбоев, которые могли бы повлиять на оценку выпускников».
«Не было никаких технологических сложностей, которые могли бы помешать ученикам продемонстрировать свои знания», – подчеркнула Глебова. Она напомнила, что ЕГЭ в порядке эксперимента впервые был введен в школах в 2001 году. В этом году госэкзамен вступил в так называемый переходный период, установленный законом. А со следующего года ЕГЭ станет обязательным для всех выпускников школ.
По словам Глебовой, «ЕГЭ как инструмент объективной оценки знаний учащихся, безусловно, состоялся». Однако этот инструмент «может нравиться, а может и не нравиться» в силу ряда причин.
Так, объективная картина, составленная по результатам госэкзамена, несколько удручает. Почти четверть выпускников «провалили» ЕГЭ по математике и литературе, получив «двойки». Число неудовлетворительных оценок по математике составило 23,5%, по литературе – 25,3%, а по русскому языку – 11,2%. Средней отметкой по большинству предметов стала «тройка». Лишь по ряду дисциплин – обществознанию, информатике, английскому и французскому языкам большинство получило «четверку».
«Я бы оспорила мнение, что результаты ЕГЭ не очень положительны, – сказала по этому поводу руководитель Рособрнадзора. – Если сравнивать с результатами прошлых лет, то результат, конечно, низкий». Вместе с тем, как пояснила Глебова, рост «двоек» связан с все большим количеством школ, которые принимают участие в эксперименте. Кроме того, до 30% «неудов» считается нормой в международной практике.
Таким образом, по мнению Любови Глебовой, ЕГЭ позволит «перестать жить иллюзиями». Впрочем, в этом году в школах еще действует система «плюс один балл», когда к неудовлетворительным оценкам за ЕГЭ по основным предметам – математике, русскому языку, литературе – прибавляется один балл. По этой схеме в аттестат выставляется отметка, полученная как среднее арифметическое годовой оценки и балла по ЕГЭ, если разница между ними составляет более одного балла, причем округление производится в большую сторону.
Но нужно отметить, что такой подход играет на руку «халявщикам». Например, были случаи, когда преподаватели получали чистые листы вместо ответов по литературе – школьники понимали, что все равно получат «тройку». В следующем году подобных «поблажек» не обещают.
На пресс-конференции было отмечено, что в регионах, которые перешли на систему ЕГЭ несколько лет назад, результаты госэкзамена выше, чем в тех областях, где единое тестирование только входит в практику. Эксперты объясняют это не «натаскиванием» школьников на сдачу ЕГЭ, а тем, что тестирование помогает управлять качеством. С помощью тестов легче выявить тематические пробелы в знаниях учеников: результат ЕГЭ не только работа выпускника, но и учителя.
Попытки подлога результатов ЕГЭ в этом году были вовремя пресечены. Как рассказал заместитель руководителя Департамента образования Москвы Владимир Раздин, в одной из школ в восточном округе столицы разгорелся скандал. Сотрудник департамента, студент 5 курса одного из столичных вузов, нарушил служебные полномочия из-за любви. Он незаконно отсканировал экзаменационный бланк и подменил ответы одной из выпускниц правильным вариантом. Нарушителя отстранили от работы, а девушка успешно переписала ЕГЭ.
«Это любовь, это чувства», – с улыбкой отметил Раздин, подчеркнув, что случаи нарушения проведения госэкзамена единичны. Существующая система контроля не позволит подделать результаты, даже если в дело вступают сами преподаватели.
На пресс-конференции вспомнили недавнюю историю, произошедшую в одной из школ Красноярского края. На экзамене ЕГЭ по физике у четырех школьников не оказалось экзаменационных бланков. Выяснилось, что тестирование проходили в соседнем кабинете сами учителя. Независимые эксперты пресекли нарушение и дали ребятам самостоятельно сдать экзамен. Кстати, эксперты уверяют, что списать тест из Интернета тоже не получится – каждый школьник получает индивидуальный пакет задач.
Между тем, многие выпускники недовольны результатами ЕГЭ. Российские школьники уже подали около 20 тыс. апелляций по результатам проведения единого государственного экзамена. Впрочем, Любовь Глебова отметила, что такая ситуация нормальна: соответствующие апелляционные заявления подали менее 1% от всех сдававших ЕГЭ одиннадцатиклассников. Она вспомнила, что когда в России эксперимент по проведению ЕГЭ только начинался, количество выпускников, несогласных с результатами экзамена, достигало 50%.
«Сама по себе апелляция – очень правильная процедура. Она дает возможность перепроверить объективность знаний, с которыми ученик не согласен. Это абсолютно нормальный процесс и даже обязательная часть процедуры ЕГЭ», – сказала руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Апелляция позволяет избежать недостатков в проведении единого госэкзамена, которые отмечают и ученики.
«По уровню сложности задания единого госэкзамена были не очень сложные. Хотя были недостатки. Например, недостаточно прозрачна шкала перерасчета оценок для вузов. Кроме того, результаты ЕГЭ проверяют машины: забыл поставить пробел – вот и ошибка, а возможности проверить, кроме апелляции, нет», – поделилась выпускница лицея №1533 Ольга Комиссарова.
Те, кто не успел вовремя сдать единый госэкзамен, еще успеют попасть во «вторую волну» ЕГЭ – с 17 по 25 июля.