В ближайшее время традиция похорон в Москве может прерваться. На протяжении последних месяцев Департамент потребительского рынка и услуг столицы продолжает бить тревогу: земли для захоронений в городе практически не осталось. Этот вопрос рассматривался и на последнем заседании столичного правительства.
В сознании обывателя до сих пор остался стереотип, что платить за участки он не должен, – с ним нужно что-то делать
Согласно данным главы Департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, в настоящий момент из 71 столичного кладбища возможность свободных захоронений есть только на одном – Перепечинском. На остальных московских кладбищах производятся только родовые захоронения. Их стоимость варьируется в пределах от 15 до 950 тыс. рублей.
Один из вариантов решения проблемы, который сейчас рассматривается в правительстве Москвы, – это выделение под места упокоения новых земельных территорий в Московской области. В феврале столичные власти уже заявляли, что планируют договориться с администрацией Подмосковья о передаче 135 га под эти цели.
Впрочем, панацеей этот шаг не станет. Ежегодно в Москве находят последнее пристанище более 110 тыс. умерших. И дополнительные гектары ситуацию не спасут. Это признает и сам глава Департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков.
«Четыре новых места в разных районах Подмосковья в данный момент готовятся. Но кладбища еще надо строить. А это требует больших средств, которых у Москвы нет. Поэтому я настаиваю на том, чтобы включить похоронное дело в число приоритетных направлений города», – заявил глава департамента.
Чтобы разрешить непростую ситуацию с дефицитом кладбищенских территорий, власти готовы даже на эксперименты. Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в этом году под руководством ГУП «Ритуал» в Москве будут выявлены все заброшенные склепы.
По данным организации, сейчас на кладбищах столицы насчитывается не менее 5–7% заброшенных могил.
Одно из захоронений передадут под опеку жителю города. Новый владелец должен отреставрировать могилу и постоянно поддерживать там порядок. За это опекун получит склеп в собственность и право на захоронение в нем. При этом внешний вид усыпальницы должен остаться прежним, останки умерших людей из нее выносить не станут. Там просто появятся таблички с новыми именами.
Однако, по мнению экспертов, ситуация, сложившаяся на рынке ритуальных услуг, требует более радикального решения. В противном случае в течение ближайших 10 лет и Подмосковный регион, и другие части России окажутся целиком заняты кладбищами. Об этом корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал председатель городского комитета регионального общественного объединения «Профсоюз работников ритуальных служб» Антон Авдеев.
«Корни этой проблемы уходят в начало прошлого века. Когда советская власть взяла на себя обязательство заботиться о своих гражданах, речь в том числе шла и об организации похорон, – отметил Авдеев. – И еще 20 лет назад все решалось партийным способом. Когда не хватало территорий под захоронения, руководитель ГУП «Ритуал» сообщал об этом московскому комитету партии. Оттуда информация поступала в ЦК, и уже из ЦК приходила разнарядка первому секретарю Московской области выделить необходимые объемы земли.
Сейчас ситуация выглядит по-другому. Отношения между субъектами Российской Федерации строятся по договорному принципу и требуют денежных затрат. Однако в сознании обывателя до сих пор остался стереотип, что платить за участки он не должен. Ведь те деньги, которые сейчас люди отдают за похороны, касаются стоимости погребения, а не участков земли. Именно с этим стереотипом и нужно что-то делать».
По словам Антона Авдеева, облегчить ситуацию могло бы принципиальное решение, принятое на государственном уровне, согласно которому услуга захоронения перешла бы в разряд обрядовой и стала платной. При этом оказывать эти услуги могли бы как государственные, так и частные организации. При сохранении конкуренции между ними речь могла бы идти о повышении качества предложения.
Также председатель городского комитета объединения «Профсоюз работников ритуальных служб» добавил, что это помогло бы решить еще одну проблему, а именно ограниченный размер участков под родовые захоронения. «Уже сейчас многие люди вынуждены разрываться, ухаживая за могилами своих родственников, когда кто-то из них похоронен в Москве, а кто-то в Подмосковье. А ведь с годами ситуация будет только ухудшаться. Если ничего не менять и просто расширять территории захоронений, то через 10 лет ими окажется занята не только Московская область, но и другие регионы страны», – подчеркнул Авдеев.
Стоит отметить, что еще одной проблемой рынка ритуальных услуг является его коррумпированность. Газета ВЗГЛЯД уже писала, что в конце марта сотрудники правоохранительных органов задержали в столице руководителей ГУП «Ритуал» при получении незаконного денежного вознаграждения. За участок для захоронения на одном из кладбищ Москвы они требовали у клиентов 25 тыс. долларов. Работники похоронной сферы были задержаны в помещении административного здания на территории Пятницкого кладбища в момент передачи денег.
Впрочем, эти реалии отличают не только Москву. Так, с целью борьбы с кладбищенской мафией власти Петербурга решили установить единые тарифы на оказание ритуальных услуг.
У такого решения есть несколько причин. Во-первых, цены на одни и те же ритуальные услуги в Петербурге порой отличаются в несколько раз и иной раз слишком существенно бьют по карману людей, потерявших близкого человека. Во-вторых, сферу ритуальных услуг называют одной из самых коррумпированных и криминализированных. Последние решения Смольного должны ударить по местной мафии.
Уже известна стоимость самого простого, стандартного набора услуг. Он включает в себя подготовку тела перед одеванием, парикмахерские услуги, облачение, укладку в гроб, раскладку ритуальных принадлежностей и вынос гроба. Общая цена таких услуг составляет 3 тыс. 80 рублей. Их перечень может быть расширен, но стоимость дополнительных действий также будет четко фиксированной.