Общество

18 мая 2008, 10:00

Эксперты назвали проблемы SuperJet-100

Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) поднимется в воздух еще до окончания этого месяца. Правда, такие заявления руководство компании делало уже несколько раз. Начало летных испытаний нового российского лайнера переносилось трижды. Эксперты говорят, что на этот раз обещание фирма, скорее всего, сдержит. Впрочем, специалисты, которые занимаются двигателями и вопросами прочности строения, до сих пор имели к лайнеру серьезные претензии.

Согласно заявлению главы авиастроительного холдинга «Сухой» Михаила Погосяна, первый полет нового российского лайнера Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) состоится до конца мая.

На долю России приходится лишь 20% производства SuperJet, что абсолютно нормально в современных условиях

По словам Погосяна, самолет полностью готов к летным испытаниям. 14 мая самолет уже совершил первые пробежки на заводском аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, где и будет осуществляться производство этих машин.

Летные испытания – едва ли не самый важный этап в процессе создания любой авиационной техники, первый «момент истины». Второй ключевой момент для гражданского лайнера наступает, когда переданная заказчику серийная машина отправляется в свой первый рейс с пассажирами на борту. Впрочем, SSJ все это еще предстоит.

Напомним, раньше первый полет SSJ намечался на конец 2007 года. Об этом на выкатке самолета в прошлом сентябре заявил вице-премьер Сергей Иванов. Позднее компания «Сухой» перенесла событие на апрель 2008-го. Но по разным причинам эта дата была перенесена на еще более поздний срок. Переносить ее и дальше просто неприлично, поэтому с большой вероятностью можно ожидать, что фирма выполнит данные Погосяном обещания.

Причин, вызвавших перенос начала летных испытаний, немало. Сначала по результатам статических испытаний у прочнистов появились претензии к конструкции некоторых узлов самолета: стали «трещать» пилоны двигателей, потребовалось усилить обшивку в задней части фюзеляжа.

Представители КБ говорили о них неохотно, однако теперь в частных беседах дают понять, что все они успешно устранены или будут устранены в ближайшее время. «По крайней мере, проблем, препятствующих началу летных испытаний, теперь не осталось», – заявил журналисту газеты ВЗГЛЯД источник в отрасли.

Другой проблемой были двигатели SaM-146, создаваемые специально под программу «Суперджет» французской компанией Snecma и НПО «Сатурн». Производство опытной партии этих моторов должно было завершиться в Рыбинске в конце 2006 года, однако первые летные экземпляры за номерами 101 и 102 были поданы на завод лишь в конце 2007-го (по другим сведениям – в начале 2008-го). Сейчас они установлены на опытном экземпляре лайнера и, по сообщению КнААПО, прошли полный цикл наземных испытаний, вплоть до взлетного режима.

Вообще двигатели для «Суржика» (такое меткое прозвище получил в авиапроме SuperJet, создаваемый в рамках широкой международной кооперации) – это отдельная история.

Авиационное двигателестроение – застарелая беда отечественной авиапромышленности, еще с довоенных времен. Несмотря на очевидные достижения, наиболее удачные конструкции часто создавались на базе лицензионных образцов. Если в военной авиации с наступлением реактивной эры дела более-менее выправились, то создать современный мотор среднего класса тяги российской промышленности оказалось не по силам.

Этим, в частности, объясняется и относительный неуспех конкурирующей программы – самолета Ту-334, оснащенного отечественными моторами Д-436. К сожалению, российские двигатели для гражданской авиации до сих пор не достигли требуемых параметров экономичности и надежности и, кроме того, уступают западным по экологическим параметрам.

Корпорация «Гражданские самолеты Сухого» совместно с «Сатурном» пошла по другому пути – учиться на лучших западных образцах. Фактически проектирование силовой установки для SSJ-100 было отдано на аутсорсинг компании Snecma, входящей в SAFRAN Group, которая в свою очередь имеет 30%-ную долю прибыли от программы SSJ. При этом 140 млн евро на финансирование французской части вклада в разработку авиадвигателя выделило в 2005 году правительство Франции.

Финансирование программы осуществляется в пропорции 50/50, причем значительная часть российского вклада обеспечена итальянской корпорацией Finmeccanica, точнее, ее «дочкой» Alenia Aeronautica, которая имеет блокирующий пакет в компании «Гражданские самолеты Сухого», а также контрольный в отдельном СП с АХК «Сухой».

Вообще аутсорсинг и внешнее финансирование впервые так широко используются в отечественной программе создания гражданского самолета, хотя во всем мире это давно считается нормальной практикой. Доля иностранных подрядчиков в программе составляет 80%, в основном это самолетные системы и агрегаты западного производства. При этом одним из обязательных условий конкурса для иностранных предприятий, желающих участвовать в программе, было наличие субподрядчиков в России.

Велика роль в проекте SSJ-100 и американского гиганта Boeing. По словам представителей корпорации, в 2002 году, еще до того, как российское правительство назвало программу SuperJet приоритетной, компания «Сухой» выбрала Boeing в качестве консультанта по управлению маркетингом, разработкой и поставками будущего лайнера.

Согласно официальному отчету ЗАО «ГСС», в прошлом году было привлечено финансирование из следующих источников: размещение облигаций на ММВБ – 5 млрд рублей; кредит ЕБРР – 100 млн евро, собственные инвестиции – 4,1 млрд рублей (всего с момента начала проекта в 2002 году – более 8,5 млрд рублей, из них 1,6 млрд составила зарплата сотрудников).

Доля государства в финансировании федерального проекта в настоящее время составляет 5,4 млрд рублей, то есть менее трети от суммы затрат.

Можно сказать, что SSJ-100 – это продукт международного сотрудничества, в котором на долю России приходится лишь 20%, что абсолютно нормально в современных условиях. Но эти 20% участия – едва ли не самые важные.

Это планер самолета, обладающий великолепной аэродинамикой в лучших традициях российской авиационной школы, который в сочетании с системами западного производства обещает дать SSJ-100 решающие преимущества перед конкурентами, коих немало: от бразильских самолетов Embraer до японского JRJ.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?