Общество

18 мая 2008, 10:00

Эксперты назвали проблемы SuperJet-100

Фото: ИТАР-ТАСС

Самолет Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) поднимется в воздух еще до окончания этого месяца. Правда, такие заявления руководство компании делало уже несколько раз. Начало летных испытаний нового российского лайнера переносилось трижды. Эксперты говорят, что на этот раз обещание фирма, скорее всего, сдержит. Впрочем, специалисты, которые занимаются двигателями и вопросами прочности строения, до сих пор имели к лайнеру серьезные претензии.

Согласно заявлению главы авиастроительного холдинга «Сухой» Михаила Погосяна, первый полет нового российского лайнера Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) состоится до конца мая.

На долю России приходится лишь 20% производства SuperJet, что абсолютно нормально в современных условиях

По словам Погосяна, самолет полностью готов к летным испытаниям. 14 мая самолет уже совершил первые пробежки на заводском аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, где и будет осуществляться производство этих машин.

Летные испытания – едва ли не самый важный этап в процессе создания любой авиационной техники, первый «момент истины». Второй ключевой момент для гражданского лайнера наступает, когда переданная заказчику серийная машина отправляется в свой первый рейс с пассажирами на борту. Впрочем, SSJ все это еще предстоит.

Напомним, раньше первый полет SSJ намечался на конец 2007 года. Об этом на выкатке самолета в прошлом сентябре заявил вице-премьер Сергей Иванов. Позднее компания «Сухой» перенесла событие на апрель 2008-го. Но по разным причинам эта дата была перенесена на еще более поздний срок. Переносить ее и дальше просто неприлично, поэтому с большой вероятностью можно ожидать, что фирма выполнит данные Погосяном обещания.

Причин, вызвавших перенос начала летных испытаний, немало. Сначала по результатам статических испытаний у прочнистов появились претензии к конструкции некоторых узлов самолета: стали «трещать» пилоны двигателей, потребовалось усилить обшивку в задней части фюзеляжа.

Представители КБ говорили о них неохотно, однако теперь в частных беседах дают понять, что все они успешно устранены или будут устранены в ближайшее время. «По крайней мере, проблем, препятствующих началу летных испытаний, теперь не осталось», – заявил журналисту газеты ВЗГЛЯД источник в отрасли.

Другой проблемой были двигатели SaM-146, создаваемые специально под программу «Суперджет» французской компанией Snecma и НПО «Сатурн». Производство опытной партии этих моторов должно было завершиться в Рыбинске в конце 2006 года, однако первые летные экземпляры за номерами 101 и 102 были поданы на завод лишь в конце 2007-го (по другим сведениям – в начале 2008-го). Сейчас они установлены на опытном экземпляре лайнера и, по сообщению КнААПО, прошли полный цикл наземных испытаний, вплоть до взлетного режима.

Вообще двигатели для «Суржика» (такое меткое прозвище получил в авиапроме SuperJet, создаваемый в рамках широкой международной кооперации) – это отдельная история.

Авиационное двигателестроение – застарелая беда отечественной авиапромышленности, еще с довоенных времен. Несмотря на очевидные достижения, наиболее удачные конструкции часто создавались на базе лицензионных образцов. Если в военной авиации с наступлением реактивной эры дела более-менее выправились, то создать современный мотор среднего класса тяги российской промышленности оказалось не по силам.

Этим, в частности, объясняется и относительный неуспех конкурирующей программы – самолета Ту-334, оснащенного отечественными моторами Д-436. К сожалению, российские двигатели для гражданской авиации до сих пор не достигли требуемых параметров экономичности и надежности и, кроме того, уступают западным по экологическим параметрам.

Корпорация «Гражданские самолеты Сухого» совместно с «Сатурном» пошла по другому пути – учиться на лучших западных образцах. Фактически проектирование силовой установки для SSJ-100 было отдано на аутсорсинг компании Snecma, входящей в SAFRAN Group, которая в свою очередь имеет 30%-ную долю прибыли от программы SSJ. При этом 140 млн евро на финансирование французской части вклада в разработку авиадвигателя выделило в 2005 году правительство Франции.

Финансирование программы осуществляется в пропорции 50/50, причем значительная часть российского вклада обеспечена итальянской корпорацией Finmeccanica, точнее, ее «дочкой» Alenia Aeronautica, которая имеет блокирующий пакет в компании «Гражданские самолеты Сухого», а также контрольный в отдельном СП с АХК «Сухой».

Вообще аутсорсинг и внешнее финансирование впервые так широко используются в отечественной программе создания гражданского самолета, хотя во всем мире это давно считается нормальной практикой. Доля иностранных подрядчиков в программе составляет 80%, в основном это самолетные системы и агрегаты западного производства. При этом одним из обязательных условий конкурса для иностранных предприятий, желающих участвовать в программе, было наличие субподрядчиков в России.

Велика роль в проекте SSJ-100 и американского гиганта Boeing. По словам представителей корпорации, в 2002 году, еще до того, как российское правительство назвало программу SuperJet приоритетной, компания «Сухой» выбрала Boeing в качестве консультанта по управлению маркетингом, разработкой и поставками будущего лайнера.

Согласно официальному отчету ЗАО «ГСС», в прошлом году было привлечено финансирование из следующих источников: размещение облигаций на ММВБ – 5 млрд рублей; кредит ЕБРР – 100 млн евро, собственные инвестиции – 4,1 млрд рублей (всего с момента начала проекта в 2002 году – более 8,5 млрд рублей, из них 1,6 млрд составила зарплата сотрудников).

Доля государства в финансировании федерального проекта в настоящее время составляет 5,4 млрд рублей, то есть менее трети от суммы затрат.

Можно сказать, что SSJ-100 – это продукт международного сотрудничества, в котором на долю России приходится лишь 20%, что абсолютно нормально в современных условиях. Но эти 20% участия – едва ли не самые важные.

Это планер самолета, обладающий великолепной аэродинамикой в лучших традициях российской авиационной школы, который в сочетании с системами западного производства обещает дать SSJ-100 решающие преимущества перед конкурентами, коих немало: от бразильских самолетов Embraer до японского JRJ.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Опасность атаки беспилотников объявлена в Курской области
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Стали известны сроки поставки первых F-16 Украине

Первые истребители F-16 могут появиться на Украине после Пасхи, которая в этом году выпадает на 5 мая, заявил представитель воздушных сил ВСУ Илья.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Захарова предложила изучать в школе влияние посла США на образ Воланда у Булгакова

Официальный представитель МИД Мария Захарова предложила включить в школьную программу информацию о том, что прототипом «бала Сатаны» в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» послужил прием в американском посольстве в Москве, а образ посла США Уильяма Буллита отражен в фигуре Воланда.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

ВС России нанесли удар по местам расположения ВСУ в Харькове

Удар авиабомбой нанесли ВС России по местам расположения военных ВСУ на северной окраине Харькова, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев, ссылаясь на коллег.

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»

Авиация, ракетные войска и артиллеристы Вооруженных сил России за прошедшие сутки поразили штаб оперативного командования украинской армии «Юг», а также живую силу и технику противника в 112 районах, сообщило Минобороны.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

Российский продюсер Тропилло умер в Финляндии

Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло, сотрудничавший с культовыми рок-группами «Аквариум» и «Кино», скончался на 74-м году жизни.

Спецназовец «Ахмата» откопал себя ножом из-под завалов после удара ВСУ

Командир группы «Ахмата» с позывным «Кыпчак» заявил, что откапывал себя ножом 14 часов из-под завалов, которые образовались из-за атаки украинских военных.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?