В ближайшее время ожидается заключение нового крупного оружейного контракта с Венесуэлой. По сведениям российских и зарубежных СМИ, речь идет о поставках Каракасу десяти военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90 и двух заправщиков Ил-78МК на общую сумму 600 млн долларов. Кроме того, латиноамериканцы проявляют интерес к новейшим российским боевым вертолетам Ми-28НЭ, которые дополнят уже закупленные в количестве 10 штук Ми-35.
Несмотря на сборочное производство КНР все равно будет приобретать те же самые вертолеты на улан-удинском авиазаводе
Вероятно, в ходе визита определится судьба контракта по продаже Венесуэле четырех дизельных ПЛ проекта 636, который оценивается в 1,2 млрд долларов.
Напомним, что к настоящему времени Венесуэла уже приобрела российское оружие на сумму 4 млрд долл., став третьим после Индии и Китая покупателем продукции российской оборонки.
Как сообщают военные издания, два самолета Ил-76 в настоящее время проходят опытную эксплуатацию в составе венесуэльских ВВС, где заслужили высокую оценку. Ожидается, что дополнительно к ним в России будет заказано еще восемь машин данного типа, плюс два самолета-заправщика на их базе Ил-78 – эти самолеты необходимы для увеличения радиуса действия имеющихся у Венесуэлы истребителей Су-30.
Самолеты будут собраны из задела, ранее предназначавшегося для КНР. Напомним, контракт на 34 машины (включая и два воздушных танкера) на сумму 1 млрд долларов так и не был подтвержден китайской стороной, недовольной планами России по переводу производства Ил-76 с ташкентского авиационно-производственного объединения им. Чкалова в Ульяновск, где эти самолеты должны выпускаться под индексом Ил-476.
Решение, вызванное деградацией производственных мощностей ТАПОиЧ в отсутствие крупных заказов, потребовало бы дополнительных капиталовложений, с чем не согласилась китайская сторона. Теперь самолеты китайского заказа распродаются не только зарубежным вооруженным силам, но и грузовым авиаперевозчикам: российско-украинской компании «Волга−Днепр» и азербайджанской Silk Way – спрос на такие самолеты в мире чрезвычайно высок и значительно превышает предложение.
Стоит отметить интерес Каракаса к новейшим российским боевым вертолетам Ми-28НЭ «Ночной охотник», принятым на вооружение всего несколько месяцев назад. Вообще, эта машина, стоимость которой по сравнению с американским аналогом AH-64 Apache заметно ниже при сходных характеристиках, привлекает внимание потенциальных заказчиков.
В данной ценовой категории с ним могут конкурировать только две зарубежные модели: южноафриканский Denel AH-2 Rooivalk и итальянский Agusta A129 Mangusta, которые также активно предлагаются на экспорт. Так, «Мангуст» стал победителем тендера на противотанковый вертолет для турецкой армии. Однако, по словам главы холдинга «Вертолеты России» Андрея Шибитова, в настоящее время ведутся переговоры о поставках «Ночных охотников» по крайней мере в две страны Латинской Америки и в Саудовскую Аравию. Теперь ясно, что одна из этих неназванных стран – Венесуэла, при этом другая, с вероятностью более 80%, − Перу.
Саудиты проявляют интерес к Ми-28, скорее всего, по иной причине – таким образом они стараются сбить цену на американские «Апачи». В любом случае, экспортные поставки этих вертолетов должны снизить цену единицы продукции и поспособствовать скорейшему развертыванию их серийного производства.
Между тем, решение о закупке в Китае учебно-боевого самолета Hongdu K-8 Karakorum оставляет мало шансов для нашего Як-130 на венесуэльском рынке, хотя сначала именно яковлевская машина рассматривалась как фаворит.
«Каракорум» − весьма удачный самолет, напоминающий уменьшенную копию чешского L-39 Albatros, который состоит на вооружении российских ВВС. На сегодня в мире продано более 300 К-8 (по 120 машин приобрели Египет и Пакистан, остальные – прочие государства, главным образом, африканские) и не менее 200 построено для ВВС НОАК.
Очевидно, что решение, принятое в пользу китайского авиапрома, – чисто политическое: Чавес приоткрыл свой рынок для китайской оборонки в обмен на участие в предприятии по добыче и переработке нефти в Южном Китае, в частности на месторождении Хунин-4. Соответствующее соглашение между венесуэльской нефтяной компанией PDVSA и китайской PetroChina было подписано в минувшую пятницу.
Вообще, в последнее время Китай все активнее конкурирует с российскими производителями авиационной техники на внешних рынках. Так, у некоторых экспертов вызывают тревогу факт начала отверточной сборки вертолетов Ми-171 на заводе № 5701 в Чэнду и планы по экспорту собранных в КНР машин в Пакистан и африканские страны.
Между тем, по словам представителей холдинга «Вертолеты России», несмотря на сборочное производство, КНР все равно будет приобретать те же самые вертолеты на улан-удинском авиазаводе в собранном виде. Конечно, рано или поздно Китай начнет лицензионное производство по полному циклу, но пока об этом говорить преждевременно.