Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев сформулировал если не новый «национальный проект» (их в правительстве курирует именно он), то новую «национальную программу». Под этим вице-премьер понимает строительство детских садов и повышение зарплаты воспитателям.
Выше должно быть качество образовательных услуг, а их номенклатура более современной
«Это большая, по сути — национальная программа, иначе зачем было затевать демографическую программу», — заявил Медведев в ходе своей пятничной рабочей поездки по Ростову-на-Дону.
«У нас растет рождаемость, мы не зря принимали решение, чтобы и дальше стимулировать семьи к рождению детей. Плюс увеличиваются пособия, введены новые доплаты. Сумма этих факторов приводит к тому, что детские сады все больше востребованы», — отметил первый вице-премьер.
Заявление это прозвучало после посещения первым вице-премьером одного из муниципальных детских садов, расположенного в одноэтажном кирпичном здании девятнадцатого века.
Поскольку здание это не является памятником архитектуры, городские власти планируют его снести и построить на этом месте новое. Предполагается, что новый сад примет воспитанников 1 сентября 2009 года.
Однако, как подчеркнул первый вице-премьер, это капля в море. «По Ростовской области в очереди в детские сады стоят 27 тысяч человек. Очередь образовалась за годы неблагополучия, а теперь надо вводить новые объекты, ремонтировать и реконструировать старые», — цитирует Медведева агентство РИА «Новости».
В свою очередь, губернатор Ростовской области Владимир Чуб сообщил вице-премьеру, что в городе и области есть целая программа по строительству новых и ремонту старых детских садов. «За год на нее планируется выделить 2 миллиарда рублей», — резюмировал Чуб.
«Это хорошо, но когда Вы очередь ликвидируете?» — поинтересовался Медведев. Ответил ему мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, пообещавший, что в следующем учебном году местами в детских садах будут обеспечены 72% нуждающихся.
Чернышев рассказал о городском «ноу-хау» решения проблемы нехватки мест в детских садах. «Мы даже убрали одно районо и переселили в это здание детский сад», — сказал он.
«В Ростове-на-Дону масса хороших зданий, например, областная администрация или офис полпреда», — в шутку заметил Медведев.
После этого кандидат на пост президента России посоветовал привлекать для строительства новых детских дошкольных учреждений частные деньги.
«Это наша общая задача — искать внебюджетные источники финансирования, пусть компании тоже вкладывают в это деньги. Можно и ведомственные садики возрождать, но и городским бизнес может помочь», — отметил Медведев.
Что касается зарплаты воспитателей, её низкий уровень Медведев охарактеризовал как «настоящую проблему».
«У нас пока очень небольшие зарплаты у работников детских садов, это настоящая проблема, и заниматься ей должны как на федеральном, так и муниципальном уровне», — отметил первый вице-премьер РФ и сообщил, что при определении размера зарплаты педагога следует исходить из нормативно-подушевого принципа финансирования.
«И, конечно, зарплата должна быть дифференцированная, уравниловка — не очень хорошая вещь, и передовой учитель должен получать больше. Но нижнюю планку все равно надо поднимать», — отметил он.
То, что зарплата учителей должна зависеть от их нагрузки, считает и президент РФ Владимир Путин, который также находится в Ростове-на-Дону с рабочей поездкой.
На заседании Совета по развитию местного самоуправления президент заявил о необходимости повысить эффективность бюджетных расходов на цели образовательной политики.
«Надо активнее внедрять новые финансово-экономические механизмы, основанные на принципах нормативно-подушевого финансирования и на системе оплаты труда, устанавливающей связь между уровнем зарплат и результатами работы педагогов», — сказал Путин.
«Эти механизмы уже доказали свою эффективность в школах и следует распространять их на учреждения дошкольного и дополнительного образования», — уточнил президент.
«Больше должна быть зарплата у воспитателей и преподавателей, более рациональной по своей структуре должна быть сеть учреждений, выше должно быть качество образовательных услуг, а их номенклатура более современной, соответствующей интересам наших граждан и потребностям рынка труда и государства в будущем», — резюмировал глава государства.