Глава парламентской комиссии по расследованию фактов незаконной продажи украинского оружия в Грузию Валерий Конвалюк на вопрос газеты ВЗГЛЯД, ожидал ли он, что закончится именно так, сказал:
В Киев приехали создатели фильма! Можно с ними пообщаться, высказать различные точки зрения. Можно их критиковать. Что тут плохого?
– Честно говоря, нет. Нам уже дважды это мероприятие срывали, но я уже думал, что их испугает присутствие здесь послов, международной прессы. Все-таки это «Хаятт», который подписал документы, был оплачен зал…
– Накануне этого показа, комментируя газете ВЗГЛЯД ситуацию вокруг демонстрации фильма, лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко усомнилась в вашей искренности в связи с жалобами на невозможность показать «Войну». Мол, она, вернувшись из Грузии, запросто собрала пресс-конференцию и всем показала правду, запечатленную на пленку, а представитель такой мощной оппозиционной партии не может. Что вы можете на это сказать?
– Ну, вы свидетель того, что сегодня произошло…Вернее, вы – очевидец! А «свидетель» сегодня – это я, – горько улыбнулся народный депутат.
Действительно, за полтора часа до этого разговора казалось, что все опасения по поводу срыва мероприятия напрасны. Впрочем, судите сами…
«А вас я попрошу не оставаться»
Три часа дня. До показа еще полчаса. Какая-то группка людей собирается на дальних подступах к престижному пятизвездочному отелю «Хаятт». В нем останавливался Буш, а буквально пару недель назад здесь проводился премьерный показ последней серии «Джеймса Бонда», в котором подружку знаменитого агента сыграла уроженка Украины. Однако уже по накаленной атмосфере в холле отеля становится понятно, что без агента спецслужб не обошлось и на этот раз. Правда, ни имени его, ни порядкового номера никто так и не узнал.
«За час до анонсированного нами на определенное время фильма меня вдруг решили вызвать на допрос в службу безопасности Украины!» – рассказал газете ВЗГЛЯД Валерий Коновалюк.
Вызвать его решили в связи с делом о разглашении гостайны и распространении сведений, якобы порочащих репутацию государства.
Вручив повестку Коновалюку, тот же молодой человек отнес письмо из СБУ управляющему гостиницей «Хаятт» с требованием не проводить показ
«Молодой человек не представился, но он пытался мне вручить повестку, в то время как я постоянно добровольно общаюсь с их представителями чуть ли не ежедневно, поскольку мы сами проводим расследование в связи с продажей оружия. И в тот самый момент, когда здесь планируется показ фильма, мне вручается повестка, совпадающая по времени с нашим мероприятием, чтобы я здесь не находился! Знаете, это лишь подчеркивает, что таким циничным путем пытаются повлиять на ход расследования и сделать так, чтобы следственная комиссия не донесла до общественности те факты нарушения, которые мы выявили», – заявил депутат газете ВЗГЛЯД.
«Сегодня конкретные лица в окружении президента Виктора Ющенко боятся персональной ответственности и делают все, чтобы втянуть в данную ситуацию правоохранительные органы. На мой взгляд, это недопустимо. Я уверен, что парламент Украины отреагирует на это соответствующим путем. И не только парламент, но и мировое сообщество, поскольку на это мероприятие приглашены и послы иностранных государств, и огромное количество западных средств массовой информации. Поэтому думаю, что бесследно это не пройдет», – заверил политик.
Дело в том, что на показе «Войны» украинский депутат планировал, так сказать, алаверды показать свое видео, обличающее украинскую власть. Он также рассказал, что кроме повестки, которую попытались вручить ему, тот же молодой человек отнес письмо из СБУ управляющему гостиницей «Хаятт» с требованием не проводить показ российского фильма.
«Но хочу вас заверить: премьера состоится при любой погоде!» – оптимистично заявил депутат.
«Какой смысл его запрещать?»
– Я не понимаю, почему власти Украины так переполошились, – говорит продюсер фильма депутат Госдумы Константин Рыков. – В Интернете этот фильм выложен две недели назад. Фильм только на Украине уже посмотрели более 100 тысяч человек. А в общей сложности его посмотрели уже больше чем полтора миллиона. Какой смысл его запрещать? Я не понимаю, – посетовал российский политик.
Это уже третье помещение, где происходит вот такая ситуация. Всю неделю мы пытались найти помещение, нашли, и вот теперь Коновалюку здесь вручают повестку
За полчаса до назначенной премьеры Рыков и другие создатели фильма, сидя в холле «Хаятта», нервно ожидали, что будет дальше.
– Я не специалист по украинской политике, я продюсер фильма, который приехал сюда представить нашу работу. Российское посольство помогало нам организовать этот показ. Валера Коновалюк подключился, поскольку возглавляет эту комиссию. Но это уже третье помещение, где происходит вот такая ситуация. Всю неделю мы пытались найти помещение, нашли, и вот теперь Коновалюку здесь вручают повестку. То есть на него оказывается беспрецедентное давление. Интересно, что здесь никто не стесняется работать сверхгрубыми, глупыми методами. Потому что приходит человек и вручает ему повестку, по которой он через пять минут уже должен быть в СБУ… А вторая бумага – директору гостиницы с запретом. Он не постеснялся и сказал, что такое указание есть.
– Директор гостиницы будет подчиняться приказу СБУ?
– Ну, пока зал, который мы арендовали, они не открывают, ссылаясь на эту бумагу. Ребята уже хотят поставить экран и показать фильм прямо в холле. Но я думаю, что на это тоже есть запрет. На мой взгляд, война – это грязное дело, и люди, которые так или иначе в ней были завязаны, понимают, что расследование, проводимое парламентской комиссией, приведет к серьезным для них последствиям.
– Какова цель показа вашего фильма в Киеве? Зачем вам это?
– Мы не хотим, чтобы Россию незаслуженно называли агрессором. Она агрессором не является. В современном мире так много информации, что трудно составить о том или ином событии объективное представление. А фильм, который мы сделали, – это расследование, кусочки записей с мобильных телефонов. Это опросы свидетелей, пострадавших. Когда все это соединилось в единое целое, фильм сложился. И дает четкое и ясное представление, что там произошло на самом деле. Фильм начинается с того, что за четыре часа до того как грузинская армия напала на спящий Цхинвал, по телевидению выступил Саакашвили и сказал южным осетинам, что мы все братья, успокоил их. А потом началось…
В это время журналисты общались с присутствовавшими в зале российскими и украинскими депутатами, а также дипломатами.
«В этом фильме нет ничего экстраординарного, кроме некоторых вещей, о которых не говорят здесь, на Украине», – растерянно говорит журналистам, коротающим время в ожидании просмотра, советник – посланник посольства Российской Федерации на Украине Всеволод Лоскутов.
На вопрос газеты ВЗГЛЯД, зачем организовывать показ, если ничего сенсационного в нем нет, дипломат отвечает: «Потому что есть такое понятие, как презентация фильма. В Киев приехали создатели фильма! Можно с ними пообщаться, высказать различные точки зрения, поделиться своими впечатлениями от просмотра. Можно их критиковать. Что тут плохого?»
«Фильму войны – нет!»
На вопрос газеты ВЗГЛЯД, кто вор, народный депутат ответил: «Не знаю!» Оказывается, все отвлеклись из-за приезда в «Хаятт» чрезвычайного и полномочного посла РФ на Украине Виктора Черномырдина
Из-за огромного количества людей и камер в холле гостиницы стало совсем душно. К тому же, наверное, для того, чтобы показать, насколько серьезна опасность, к охране холла была привлечена большая немецкая овчарка.
Многие журналисты вышли на улицу – глотнуть свежего воздуха, и к своему удивлению заметили на горизонте некое подобие митинга протеста.
Около сорока человек выстроились в цепочку на дальних подступах к отелю. Сразу вспомнилось, что за полчаса до начала в этом районе собирались какие-то хмурые люди. При ближайшем рассмотрении зрелище оказалось еще более жалким, чем издали, с порога роскошного «Хаятта».
«Фильму войны – нет», – завопил со всей силы тощий мальчишка, завидев диктофон.
– У меня много амбиций и эмоций, и потому я сюда пришел поддержать.
– Поддержать что или кого?
– …Ну что вы пристали!
– Как вас зовут?
– Александр Омельченко. А где обо мне почитать можно будет?
Впрочем, Александр – исключение из общего строя людей, отводящих глаза и не желающих называть себя и пояснять, чем вызван их протест. Пикетчики, утверждающие, что представляют «Гражданский актив Киева», держат плакаты, на которых явно наспех черным фломастером написано: «Коновалюк – агент ФСБ», «30 сребреников за покрывание военных преступлений России», «Столько стоит измена Украине», «Народные избранники, не оскорбляйте честь родины коллаборационистскими заявлениями».
Спрашиваю у одной из женщин, кто такой Коновалюк.
– Девушка, идите себе!
Другая женщина тихо отвечает, что стоит тут «за идею». На вопрос, за какую идею, в ответ слышу лишь молчаливое сопение. «Я тут против антифашистских фильмов!» – решил разоткровенничаться мужчина в спортивных штанах. «Мы вообще против войны», – вдруг решили поддержать его пара небритых друзей.
– А вы видели этот фильм?
– Нет, мы еще не видели.
– Но он уже давно есть в Интернете.
– Так то в Интернете, а мы хотим его на большом экране увидеть.
– Вас не пускают посмотреть?
– Да нет. Мы ж против!..
«У нас утащили экран!»
15.45. В холле очередное оживление: привезли и начали разворачивать экран. К организаторам подходит неприметный мужчина в черном костюме без каких-либо бейджиков и что-то тихо шепчет одному из организаторов. Тот громко отвечает:
«Послушайте, ну сколько можно! Мы оплатили вам помещение, которое вы не предоставляете. Вызовите, пожалуйста, управляющего отелем. Мы не можем уже сорок минут добиться, чтобы он с нами переговорил».
В этот момент к представителю отеля подходит народный депутат Украины Валерий Коновалюк и отводит его в сторону:
«В зале нам отказали, но мы же можем организовать просмотр в холле».
На это человек в черном отвечает, что этого делать нельзя, поскольку холл гостиницы одновременно является и рестораном.
«Ничего страшного, – парирует Коновалюк. – Мы закажем меню. На всех здесь присутствующих. Такой вариант вас устроит?»
«Мы уже заказали!» – вторит Коновалюку его коллега из Партии регионов Николай Лукьянов.
«Правильно. Это ресторан, и люди здесь сидят», – мягко парирует служащий «Хаятта».
Депутаты отходят. Вопрос якобы решен. В свою очередь, корреспондент газеты ВЗГЛЯД интересуется у человека в костюме:
– Вы представитель отеля? Представьтесь, пожалуйста!
– Ну… М-м-м… Я не уполномочен общаться с прессой!
– Правда ли, что вы получили запрет от СБУ показывать у себя этот фильм?
– Я не буду ничего говорить.
Остальное происходило как в кино. Уже собранный экран взяли и понесли в дальний угол холла. Большинство присутствующих решили, что вот-вот можно будет занимать удобные места для просмотра. Отнюдь! Экран банально утащила служба безопасности отеля.
«Вы только что стали свидетелями того, как у нас украли экран!» – оповестил окруживших его журналистов Валерий Коновалюк. На вопрос газеты ВЗГЛЯД, кто вор, народный депутат ответил: «Не знаю!» Оказывается, все отвлеклись из-за приезда в «Хаятт» чрезвычайного и полномочного посла РФ в Украине Виктора Черномырдина. Этим воспользовались и утащили экран…
Журналисты моментально окружили посла плотным кольцом.
«Ну что я могу сказать. Служба безопасности предупреждает, что чего-то может быть. Вроде администрация гостиницы чего-то, наверное, боится. Но я не думаю, что президент знает об этом. Я, кстати, только что от премьера. Встречался. Нет, конечно, не знал, что тут такое. А чего б сюда приехал, если б знал! И чего там особенного в этом фильме! Его показывают везде. По Интернету», – отвечает на все вопросы сразу Виктор Степанович.
Газете ВЗГЛЯД также удалось задать несколько вопросов господину Черномырдину.
– Как вы считаете, Виктор Степанович, почему такая реакция украинских властей?
– Трудно сказать. Я даже не знаю, как это объяснить. Это маразм. Уже чего-то боятся, даже не знают, чего! Или боятся, или не знаю. Ну чем тут можно?
– Может, если это был бы не «Хаятт», а другое место, презентацию можно было бы провести?
– Было же и другое место! Это же, по-моему, третье! Я уже договор подписал с «Украиной» (Национальный дворец Украина – ВЗГЛЯД).
– Чем они мотивировали свой отказ?
– Вот так вдруг отказали. Не знаю. Просто сказали, что вдруг появилось какое-то мероприятие. В другом месте то же самое. Здесь уже совсем нейтральное место – гостиница. Вообще это дело отель не красит.
– А вы фильм смотрели?
– Я его не видел. Сам хотел посмотреть, поэтому и приехал.
– В СБУ говорят, что тоже не видели этого фильма. Выходит, они запрещают то, чего не видели?
– Выходит, так.
– Что же все-таки происходит?
– Кто из них в штаны наложил, это вы у них спросите!
– А вы поедете в Верховную раду фильм посмотреть?
– (Смеется) Да я найду, где его посмотреть!
В это время к послу подошли создатели фильма, и продюсер «Войны» депутат Госдумы Константин Рыков вручил Виктору Степановичу диск.
«Все! Приходите все ко мне, я вас приглашаю. Посмотрим вместе», – пригласил Черномырдин, помахав подарком перед телекамерами. А на вопрос, будет ли по поводу сорванного мероприятия нота, сыронизировал: «А зачем? Вот приедут киевляне к нам в Москву, а мы – раз! – и им зал в отеле закроем... Да ладно... Я шучу. До такого мы не опустимся».
…Когда стало ясно, что показать фильм в отеле «Хаятт» не удастся, депутат Валерий Коновалюк пообещал, что в ближайшую пятницу фильм телеканала Russia.ru «Война 08.08.08. Искусство предательства» будет показан в зале заседаний Верховной рады.
Справка
Фильм телеканала Russia.ru «Война 08.08.08. Искусство предательства» впервые был представлен 28 октября 2008 года, в этот же день лента появилась на сайте Russia.ru и быстро разошлась по всему Интернету. Документальная хроника содержит 50 минут уникального материала – любительского видео с мобильных телефонов, съемок послевоенного Цхинвала, истории участников трагических событий в Южной Осетии. За первые пять суток его посмотрели более миллиона человек, сейчас аудитория фильма приближается к двум миллионам зрителей. Фильм уже доступен для просмотра на английском и испанском языках, в ближайшее время он будет переведен на все основные языки мира.