Пятым пунктом Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Южной Осетией, а также между Россией и Абхазией президент России Дмитрий Медведев назвал объединение энергетических и транспортных систем.
Грузия хочет сделать с Южной Осетией то же самое, что сделала с Абхазией после войны 1992-1993 годов
Однако, не успел глава РЖД Владимир Якунин сообщить о том, что компания будет строить железную дорогу между Южной Осетией и Россией, как грузинские власти заявили о незаконности реализации проекта.
Как сказал в четверг зампредседателя Комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Ника Руруа, «в случае реализации этого проекта компании «Российские железные дороги» придется иметь дело с международными судами». «Это строительство будет нарушением законодательства Грузии», - передает его слова ИТАР-ТАСС.
Ранее Владимир Якунин заявил, что РЖД прорабатывает проект строительства железной дороги из России в Южную Осетию. По его словам, речь идет о 149 километрах путей и четырех тоннелях.
В международной правовой корпорации Digesta газете ВЗГЛЯД объяснили, что заявления Грузии пока беспочвенны. «Каких-то конвенций по строительству железных дорог на территории других стран не принималось ни в рамках ООН, ни в рамках других международных организаций, - объяснили специалисты по международному праву. – Учитывая то, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию самостоятельными субъектами международного права, при наличии договора с этими странами на строительство той же самой железной дороги, эти действия будут правомерными».
Впрочем, Грузия угрожает санкциями не только РЖД.
28 августа парламент Грузии принял постановление, в соответствии с которым, «бывшая Югоосетинская автономная область и Абхазская автономная республика объявляются территориями, оккупированными Россией». А 26 сентября парламент принял закон, который ограничивает предпринимательскую деятельность в этих регионах и вложение туда иностранных инвестиций.
Михаил Саакашвили по этому поводу заявил, что власти Грузии «применят санкции и штрафы к тем зарубежным компаниям и лицам, которые вложат инвестиции в Абхазский и Цхинвальский регионы, являющиеся неотъемлемыми составными частями Грузии».
Он сообщил также, что «ведутся консультации с США и европейскими странами о принятии властями этих стран аналогичных санкций и штрафов к тем компаниям, которые будут осуществлять вложения инвестиций в Абхазский и Цхинвальский регионы».
Фактически Грузия сейчас хочет сделать с Южной Осетией то же самое, что сделала с Абхазией после войны 1992-1993 годов – устроить экономическую блокаду.
После освобождения Абхазии дома и санатории на ее территории были разрушены , предприятия разграблены, оборудование демонтировано и вывезено грузинскими войсками. Железная дорога не работала с 1992 до 2003 года.
Тогда Россия сняла принятый ранее по просьбе Грузии запрет для мужского населения на пересечение российской границы, были восстановлены сухопутные грузоперевозки через контрольно-пропускной пункт на Псоу, налажено экскурсионно-туристическое сотрудничество между регионами России и Абхазии. Также российская сторона организовала гуманитарный рейс – электричка Адлер-Сухум и российский коммерческий поезд «Москва - Адлер - Сухум». Абхазские женщины начали возить мандарины в Сочи, а на вырученные средства приобретали лекарства, которые после войны в блокадной Абхазии были острым дефицитом.
Пока Европа и США думают над предложением Саакашвили штрафовать инвесторов, грузинские чиновники уже применяют финансовые санкции к российским журналистам. В четверг комиссия по регулированию телекоммуникаций Грузии оштрафовала радиостанцию «Вести FM» и «Первый канал» за вещание в республиках Абхазия и Южная Осетия. Названная причина – «незаконное вещание в зонах конфликта». Размер штрафа для каждой компании составил 36 тыс. долларов.
Представитель комиссии пояснил РИА «Новости», что по грузинскому законодательству об оккупированных территориях Абхазии и Южной Осетии, предусматривается получение лицензии на использование частот в данных регионах, а российские СМИ за этими лицензиями к грузинским властям не обращались.
По словам грузинского чиновника, необходимые документы уже отправлены руководителям этих компаний. Также представитель комиссии добавил, что в случае неуплаты штрафа его размер может возрасти до 720 тыс. долларов.