Информация об изъятии из свободной продажи корвалола, валокордина, андипала и пенталгина вызвала у населения реакцию еще более сильную, чем во время соляного ажиотажа, происшедшего в России весной прошлого года.
Не нужно думать, что публикация такого списка автоматически означает запрет на использование тех препаратов, которые в него попали
В Санкт-Петербурге был зафиксирован настоящий «корвалольный бум». Когда ряд аптек вывесили объявления о том, что с 23 января сердечные капли будут продаваться только по рецептам, люди стали скупать большими объемами нужные лекарства впрок. Поведение петербуржцев объяснить несложно: Северная столица известна своим скверным климатом, и сердечно-сосудистые заболевания считаются здесь самыми распространенными.
Подогрела панику в Санкт-Петербурге и информация о том, что даже по рецепту продавать корвалол смогут не все аптеки, а лишь те, у которых есть соответствующая лицензия. По словам начальника управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий Комитета по здравоохранению Петербурга Татьяны Богдановой, в Петербурге такое разрешение имеют лишь 98 государственных и около 600 коммерческих аптек.
Еще из 300 аптек, не имеющих лицензий, препараты с фенобарбиталом планировалось начать изымать. Также это могло коснуться автомобильных аптечек.
В некоторых екатеринбургских аптеках продажа корвалола, валокордина, андипала и пенталгина была приостановлена до уточнения списка «запрещенных» препаратов, сообщил Regnum. Москву эта проблема обошла. В первой же городской аптеке столицы корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сообщили, что продажа лекарств идет в обычном режиме, а о запрете их рецептурной продажи и вовсе ничего не слышно.
Причиной для паники стало постановление российского правительства от 29 декабря 2007 года № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Ссылаясь на него, журналисты ряда изданий опубликовали материалы о том, что корвалол, валокордин, андипал, пенталгин и другие аналогичные препараты теперь будут продаваться только по рецепту из-за содержания в них фенобарбитала.
Фенобарбитал оказывает выраженное снотворное действие. Также он используется как противоэпилептическое средство. В малых дозах оказывает успокаивающее действие и в сочетании с другими препаратами (спазмолитики, сосудорасширяющие средства) находит применение при нейровегетативных расстройствах. При длительном употреблении может приводить к привыканию.
Однако информация о запрете на свободную продажу лекарств, содержащих фенобарбитал, не подтвердилась. Как заявил заместитель директора Федеральной службы РФ по наркоконтролю Александр Федоров, паника была порождена неправильным толкованием постановления руководителями регионов, и в первую очередь Петербурга, который стал очагом паники.
Федоров подчеркнул, что никакого запрета на продажу сердечных капель с малым содержанием фенобарбитала без рецепта не поступало. По его словам, если бы было принято другое решение, то тогда надо было бы менять нормативную базу и издавать специальные приказы по линии Минздрава.
«Не нужно думать, что публикация такого списка автоматически означает запрет на использование тех препаратов, которые в него попали, – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД начальник Центра общественных связей Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Николай Карташов. – Ведь даже из названия документа следует, что он нужен лишь для нормального функционирования 234-й статьи УК, которая называется «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта».
С помощью списка определяется вина наркодилеров, которые продают те или иные вещества в чистом виде. А если бы речь шла об ограничении продажи лекарств, которые содержат те или иные вещества, то это было бы уже отдельное постановление, подкрепленное Министерством здравоохранения».
Также Николай Карташов подчеркнул, что утверждение списка вовсе не означает его принципиального изменения или внесения в него большого числа новых препаратов.
Впрочем, даже в дезинформации некоторые эксперты сумели выделить плюсы. Было высказано предположение, что ограничение свободной продажи лекарств приведет к тому, что пациенты чаще начнут посещать поликлиники и отчасти это будет способствовать улучшению ситуации в сфере здравоохранения.
«Это попытка со стороны государства снизить долю самолечения. Однако не берется во внимание то, что причина самолечения кроется в низком качестве обслуживания в отечественных поликлиниках, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – И хотя любое самолечение очень опасно, у него есть вполне объективные причины: длинные очереди и не самый приветливый персонал».