Во вторник Верховный суд рассмотрит иск жителя Калининградской области Юрия Зевакина, который оспаривает обязанность водителя уступать дорогу машинам с проблесковым маячком и спецсигналом, пишет газета «Ведомости».
Из искового заявления следует, что нужно отменить сигналы и на скорую помощь, и на пожарные расчеты. Нужно понимать, что такого никогда не будет
Зевакин уверен, что пункт 3.2 ПДД «вводит дискриминацию на дорогах», разделяет граждан России на простых и привилегированных, тем самым нарушая несколько статей Конституции России, гарантирующих равенство прав и свобод человека. Кроме того, по мнению истца, эта норма противоречит закону «О безопасности дорожного движения», запрещающему изменения в организации движения, если те наносят ущерб безопасности.
Дело в том, что в 1996 году Зевакин на своем автомобиле «Нива» оказался на пути сопровождаемой колонны, которая двигалась по осевой линии дороги. Он столкнулся с машиной, шедшей навстречу в колонне. По мнению истца, колонна следовала с большим превышением скорости, и это спровоцировало аварию. Но единственным виновником ДТП тогда посчитали его.
Представитель правительства в ВС Гайк Марьян назвал претензии Зевакина несостоятельными. По его мнению, право преимущественного проезда машин со спецсигналами предусмотрено Венской конвенцией «О дорожном движении», а международные правовые акты имеют приоритет над внутренними.
Марьян отметил, что граждане имеют право обратиться по телефону 02 и сообщить о случае неправомерного использования спецсигналов.
Эксперты признают, что злоупотребление спецсигналами часто провоцирует аварии, но это не довод для Верховного суда.
«Мы готовим обращение к Рашиду Нургалиеву в связи с целой серией аварий с участием сотрудников ДПС», – рассказал председатель организации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он также отметил, что правила, ограничивающие применение спецсигналов, невнятны.
По мнению независимого депутата Госдумы Сергея Попова, судебные разбирательства по поводу отмены всех привилегий для машин со спецсигналами результатов не дадут.
«Из искового заявления следует, что нужно отменить сигналы и на скорую помощь, и на пожарные расчеты. Нужно понимать, что такого никогда не будет. В этой ситуации шансы на победу невелики, и эта норма вполне законна», – сказал газете ВЗГЛЯД Сергей Попов. По мнению эксперта, первым делом в преобразовании нуждается система контроля за применением спецсигналов.
«К примеру, в Норвегии, время включения мигалок и сирен на машинах скорой помощи фиксируется на компьютере. Медработники знают, что их действия контролируются, и мигалку без дела не включают. На мой взгляд, такой подход заслуживает внимания, было бы не плохо подумать над его применением в России», – подчеркнул Попов.
Аналогичного мнения придерживается член Комитета ГД по безопасности генерал-лейтенант милиции Алексей Розуван.
«Спецсигналы отменять нельзя. Это общепринятые нормы, действующие в каждом государстве. Преимуществами в движении должны обладать оперативные службы, которые по долгу службы обязан спасать жизнь и здоровье людей, в кратчайшие сроки реагировать на угрозы», – рассказал газете ВЗГЛЯД Розуван.
«Понятно, что очень часто чиновники используют свои привилегии и без форс-мажорных обстоятельств. Злоупотребления полномочиями, конечно, должны пресекаться, но их стоит рассматривать в каждом конкретном случае», – подытожил эксперт.
1 февраля 2007 года вступил в силу закон, отменяющий оборудование транспортных средств членов Совета Федерации и депутатов Госдумы особыми государственными регистрационными знаками.
В соответствии с документом, парламентарии сняли со своих служебных и личных автомобилей так называемые флажковые номера. Спецномера остались только у высших лиц государства и машин экстренных служб.