После принципиального решения прежнего руководства ВВС РФ о продолжении работ по модернизации истребителей марки «Су» и фактической передачи фирме «Сухой» заказа на самолет пятого поколения – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) – судьба марки «МиГ», казалось, завершилась.
Однако после недавнего решения о возможном возобновлении производства уникальных истребителей-перехватчиков МиГ-31 и заказе на модернизацию большой партии этих машин на ближайшие четыре года ситуация для завода и КБ стала более ясной – российские ВВС продолжат закупки самолетов легендарной марки.
С двумя плюсами
На самолете реализован принцип «стеклянной кабины», когда информация выводится на три цветных дисплея
Вообще, традиционно фирма, носящая имена конструкторов Микояна и Гуревича, занималась производством легких истребителей для фронтовой авиации – более тяжелые машины являлись прерогативой фирмы Сухого, за исключением, пожалуй, перехватчиков семейства Миг-25/МиГ-31. Как ясно из заявления, эта тенденция будет продолжена и далее.
МиГ-35 при своем немалом взлетном весе (не менее 20 тонн) по современной классификации относится к разряду легких истребителей, как, например, его прямые конкуренты F-18, F-16 или Mirage-200. В настоящее время этот самолет называется МиГ-29М/М2, а в МиГ-35 его переименуют позднее. На московском авиасалоне МАКС-2005 был продемонстрирован его прототип – МиГ-29М ОВТ.
Истребитель можно отнести к поколению 4++ – до следующего поколения он недотягивает всего по нескольким параметрам. Например, он не обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, и показатели заметности не соответствуют требованиям технологии stealth. В остальном это очень современный, перспективный боевой самолет, чьи характеристики по меньшей мере не уступают, а в части маневренности и превосходят аналогичные данные суперсовременных «невидимок».
Эта машина обладает уникальной маневренностью, поскольку оснащена двигателями с отклоняемым вектором тяги. Реактивные сопла двигателей МиГ-29М ОВТ способны отклоняться по всем осям. На других машинах с отклоняемым вектором тяги – российском Су-30МКИ и американском F-22 Raptor – сопло отклоняется только в одной плоскости.
Элементы пятого поколения
К достоинствам МиГ-35 также относятся повышенная боевая нагрузка, высокая надежность и боевая живучесть, которую обеспечивает двухдвигательная схема и дублирование основных агрегатов. Кроме того, на самолете реализован принцип «стеклянной кабины», когда вся необходимая летчику в бою информация – тактическая, техническая, навигационная – выводится на три больших цветных многофункциональных дисплея. Это позволяет пилоту вести бой и применять оружие не отрывая рук от органов управления полетом. По западной терминологии такая концепция называется HOTAS.
В состав вооружения МиГ-35 входит современная ракета средней дальности класса «воздух – воздух» РВВ-АЕ, реализующая принцип «выстрелил и забыл», а также ракета ближнего воздушного боя Р-73, превосходящая все существующие аналоги: прицеливание этой ракетой и ее пуск осуществляются буквально поворотом головы в сторону противника благодаря не имеющей аналогов нашлемной системе целеуказаня.
Кроме того, РЛС «Жук-АЭ» (экспортное название: FGA-29), оснащенная активной фазированной антенной решеткой (АФАР), позволяет пилоту сопровождать 30 и одновременно обстреливать 2–6 целей на дальности до 130 км.
Как считается, самолет имеет неплохие экспортные перспективы, в частности в Индии, проводящей тендер на покупку 126 многоцелевых боевых самолетов среднего радиуса (medium-range multirole combat aircraft, MMRCA).
По мнению Дели, перспективный MMRCA должен дополнить уже стоящий на вооружении ВВС Индии российский Су-30МКИ и создаваемый в настоящее время легкий боевой самолет Tejas.
Предлагаемый Дели истребитель, по мнению производителя, не только отвечает текущим и перспективным потребностям индийских ВВС, но и удовлетворяет офсетным требованиям заказчика – 108 из 126 самолетов будут построены в Индии.
Впоследствии заказ может быть увеличен до более чем 200 машин. Причем, по заявлению первого заместителя генерального директора генерального конструктора РСК «МиГ» Сергея Цивилева, «в случае победы в тендере самолета МиГ-35 индийской стороне будет передана самая глубокая лицензия на его производство».