В обсуждении животрепещущей проблемы приняли участие министры сельского хозяйства 27 стран членов ЕС. Инициаторами обсуждения выступили 6 стран: Финляндия, Швеция, Польша, Эстония, Латвия и Литва.
Несмотря на то что во всем мире водка считается русским напитком, производители из РФ себя в дискуссии никак не проявили
Для них водка является важной статьей экспорта, и, столкнувшись с тем, что название напитка безосновательно используется каждым вторым производителем, они вынесли предложение: запретить называть водкой крепкие алкогольные напитки, которые продаются на территории Евросоюза, если они сделаны не на основе «исторических водочных рецептов».
А для прозрачных 40-градусных напитков, сделанных на основе других ингредиентов, даже было найдено специально определение – не «vodka», а «white spirit» (белый алкогольный напиток) или «pure alcohol» (чистый алкоголь).
Представители скандинавских и прибалтийских стран заявили, что производство водки – это «историческая традиция», а рецепт «используется столетиями». И даже заручились поддержкой Европейской конфедерации производителей алкогольных напитков, где с ними согласились, что более точное определение термина «водка» принесет пользу как производителям, так и потребителям алкоголя.
Законопроект о статусе водки аграрная комиссия Европарламента начала рассматривать в июне 2006 года. Если бы парламентарии его одобрили, то на территории Европы была бы запрещена продажа водки, которая произведена не на основе картофеля или пшеницы.
У предпринимателей Великобритании законопроект восторга не вызвал. Они назвали его абсурдным и высказались, что Европарламент не должен идти на поводу у лоббистов из Прибалтики и Скандинавии. В самой Великобритании 20% водки производится из патоки и сахарной свеклы.
И если бы традиционный рецепт водки получил юридическое закрепление, потери алкогольной индустрии Британии превысили бы 1 млрд фунтов стерлингов, а первым от этого пострадал британский концерн Diageo, который считается крупнейшим алкогольным концерном в мире.
Популярный водочный бренд этой корпорации Ciroc производится на основе винограда. Комментируя скандинавскую инициативу, директор европейского подразделения Diageo Алан Баттер подчеркнул, что считает законопроект «протекционистским и абсолютно бессмысленным».
«Это попытка присвоить слово «водка». Но водка – это не скотч. У потребителей нет таких же четких ассоциаций, как в случае с шотландским напитком».
Решение министров Евросоюза иначе как соломоновым назвать нельзя. Приняв во внимание необходимость точного определения термина «водка» и недопустимость лоббирования интересов определенной группы лиц, они решили законопроект не утверждать.
Однако запротоколировали, что если водка произведена не из зерновых культур и картофеля, то на торговой этикетке должно указываться, на основе каких видов исходного сырья она изготовлена (яблок, винограда, сахарного тростника), а сам напиток должен обозначаться как «смешанная водка» (blended vodka). Новое законодательство вступит в силу сразу после его обнародования в официальном журнале ЕС.
Что же касается российской стороны, то, несмотря на то что во всем мире водка считается традиционным русским напитком, отечественные производители себя в происходившей дискуссии никак не проявили. Хотя устранение конкурентов, производящих виноградную водку, было бы выгодно и им. Особенно – учитывая то, что в последнее время спрос на водку в России стал падать.
Соответствующие данные опубликовала исследовательская компания Euromonitor. По итогам 2006 года объемы продажи водки в нашей стране сократились на 3,9% до 175,6 млн декалитров (1 декалитр равен 10 литрам), хотя в денежном выражении продажи выросли на 11,2% до 11,3 млрд долларов.
Всего же с 2000 года показатель упал на 15%. Эксперты Euromonitor прогнозирует, что продажи водки в России будут ежегодно сокращаться на 3,9–4,9% и по итогам 2011 года составят порядка 140,5 млн декалитров (снижение на 20%).