Общество

16 октября 2007, 20:10

РФ начинает производство бомбардировщиков Ту-160

Фото: ИТАР-ТАСС

Предполагается, что новые машины от КАПО им. С. П. Горбунова будут поступать в ВВС темпами один самолет в два года, с тем, чтобы к 2025–2030 годам довести группировку этих машин до 30 единиц. Кроме того, будут продолжены работы по созданию в рамках гособоронзаказа специальных комплексов на базе гражданских лайнеров Ту-214, находящихся в серийном производстве.

Об этих планах сообщил во вторник председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. Напомним, что КАПО готовится к вхождению в состав ОАК.

Менеджеры КАПО искали заказчика на свою продукцию, но очень неумело, допустив при этом ряд стратегических просчетов

В понедельник гендиректором ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» (КАПО) стал Васил Каюмов. Прежний руководитель покинул пост по соглашению сторон, в связи с достижением пенсионного возраста. Неофициальная версия его отставки заключается в том, что на сегодня крупнейший авиационный завод страны почти не производит продукцию и не может выполнить условия уже заключенных контрактов.

Действительно, дела у авиационного гиганта в последние годы идут не блестяще. На предприятии готовился к внедрению в серию очень неплохой среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-334, который по многим параметрам мог бы составить конкуренцию звезде российского гражданского авиапрома – самолету SuperJet-100, тем более что туполевская машина появилась едва ли не десятью годами раньше. Но в существовавших условиях передача в серию принципиально нового самолета – это мечты на грани фантастики.

Такое было бы возможно только при мощной государственной поддержке, но государство поддержало сильнейшего: фирму «Сухой», выпускавшую неплохой экспортный товар – линейку истребителей Су-27/ Су-30. Продажи этих машин на экспорт обеспечили российской экономике пусть небольшие, но регулярные долларовые вливания в самые трудные для нее годы.

Конечно, менеджеры КАПО тоже искали заказчика на свою продукцию, но очень неумело, допустив при этом ряд стратегических просчетов. С другой стороны, у конкурентов казанского предприятия от реализации экспортной продукции оставались какие-то средства, которые частично шли на продолжение НИОРК по перспективным темам, а частично (поговаривают, что большей частью) расходовались на рекламу и дальнейшее продвижение своих изделий.

Казанцы же вынуждены были тратить скудные средства, выделяемые государством, на элементарное поддержание жизнедеятельности предприятия.

В результате компания «Сухой» и связанные с ней предприятия получили поддержку своего лайнера на государственном уровне, портфель заказов и госфинансирование работ по программе SuperJet, а казанцы остались ни с чем, но смогли как-то сохранить свое предприятие. В этом видится немалая заслуга их прежнего руководителя Наиля Хайруллина.

Не повезло КАПО и с самолетом Ту-214: в том виде, в котором он выпускается сейчас, крупным авиаперевозчикам лайнер не нужен, хотя его аналог Ту-204 (фактически – тот же самый самолет, но с другими двигателями и выпускающийся другим предприятием) продается относительно успешно.

Собственно, Ту-214 изначально задумывался как более дешевый вариант Ту-204 для внутреннего рынка – с российской авионикой и двигателями. Но отечественные авиакомпании все-таки предпочли более дорогие западные модели.

С 2001 года КАПО построило восемь Ту-214, в том числе пять лайнеров для «Дальавиа». В феврале 2005 года был подписан договор на поставку еще десяти самолетов Ту-214. Несмотря на то, что первый самолет должен был поступить до конца 2005 года, в действительности он был сдан в апреле 2007-го.

Предприятие фактически осталось без заказов, а те самолеты, которые собираются сейчас во исполнение предыдущих договоренностей, будут проданы по цене ниже себестоимости – об этом сообщают источники, близкие к руководству предприятия.

Между тем спасти производство могли бы военные заказы. Действительно, ВВС России остро нуждаются или в скором времени будут нуждаться в целой гамме специализированных самолетов.

Речь идет о комплексах дальнего радиолокационного наблюдения и наведения, самолетах-заправщиках и ударном противолодочном комплексе дальнего радиуса действия. Во всем мире такие самолеты строятся на базе гражданских лайнеров, и в этом смысле Ту-214 – неплохая платформа для реализации подобных программ.

Состоящие на вооружении летающие радары А-50 и заправщики Ил-78 созданы на базе основного военно-транспортного самолета Ил-76, производство которого прекращено, а перспективы его восстановления на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова – весьма туманны.

То же касается парка противолодочных машин: Ил-38 (созданные на базе гражданского Ил-18) морально устарели, а Ту-142 (ближайший родственник «стратега» Ту-95МС) дороги и неэкономичны в эксплуатации. Между тем имеется невостребованный гражданскими заказчиками самолет с отличными летными данными, подходящими для военных. Таким образом, перспективы возрождения Ту-214 в качестве военной машины кажутся весьма реальными.

То же можно сказать и о возрождении производства Ту-160, хотя и с некоторыми оговорками. Программа производства Ту-160 предусматривала выпуск порядка сотни машин в противовес развернутому к концу 1980-х годов США парку машин В-1В, которые до настоящего времени вместе с В-52 и небольшим количеством В-2 составляют костяк стратегических авиационных сил Америки.

Всего, включая прототипы, в Казани было построено 34 таких самолета. За вычетом машин, разбившихся в катастрофах, уничтоженных в рамках договоров и пришедших в негодность по иным причинам, сейчас в строю Дальней авиации ВВС РФ официально находится 20 (по другим сведениям – 18) таких машин.

Кроме того, в цехах предприятия имеется еще некоторое количество недостроенных планеров (достоверно известно как минимум о двух в степени готовности 70-80%), доводка которых до летного состояния возможна в ближайшие 4–5 лет.

Выпуск самолетов указанными темпами возможен при наличии технологических заделов по этим машинам, а главное – двигателей для них. Производство же этих двигателей было прекращено в начале 1990-х годов.

Таким образом, количество самолетов, которые удастся ввести в строй, определяется прежде всего этими двумя обстоятельствами. Возобновлять же производство «стратегов» в неизменном виде даже при условии восстановления производственной кооперации неразумно, да и не нужно.

Говоря о перспективной серии тяжелых ракетоносцев, глава ОАК с большой долей вероятности имел в виду перспективную систему, базирующуюся на решениях, отработанных на серийных Ту-160. Такой комплекс разрабатывается сейчас в рамках программы ПАК-ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Вероятнее всего, часть нынешнего парка Ту-160 пройдет модернизацию в рамках этой программы. Учитывая огромный срок службы таких самолетов (американские В-52 и наши Ту-95 состоят на вооружении более полувека), можно сказать, что по крайней мере часть теперешних Ту-160 (не говоря уж о самолетах новой постройки) останется в боевом строю до конца текущего столетия.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Трамп потребовал выборов президента Украины
Темы дня

Членство в НАТО помогает Финляндии стирать с лица земли древний народ

Финский премьер-министр Петтери Орпо вынужден приносить извинения целому народу – саамам, которые в результате деятельности государственных властей подверглись тотальной ассимиляции. Давление на саамов усилилось после вступления в Финляндии в НАТО и целой серии военных учений. Особенно цинично происходящее выглядит на фоне обвинений, которые в Хельсинки выдвигают против Москвы.

Россия превратила продажу подсанкционного СПГ в рутину

Уже второй российский СПГ-проект начал продавать подсанкционный газ в Китай, причем в том же китайском терминале, что и первый продавец – «Арктик СПГ 2». Это все больше говорит о политических договоренностях на высшем уровне, нежели о коммерческих подвижках самих поставщиков, считают эксперты. Ждать снятия санкций от США по нашему СПГ – утопично.

Дробницкий назвал единственный путь для Трампа победить «либеральный зоопарк» в Европе

Япония не поддержала план Европы о конфискации российских активов

Эксперт объяснил отказ президента Польши ехать в Киев

Новости

СВР раскрыла новую схему воровства Киевом денег Запада

Новая схема Киева по воровству денег связана с поставками артиллерийских боеприпасов ВСУ в рамках «чешской инициативы», сообщает Служба внешней разведки (СВР) России.

Шойгу передал «горячий дружеский привет» от Путина генсеку Компартии Вьетнама

Секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу на встрече в Ханое передал генсеку Компартии Вьетнама То Ламу теплое послание от президента России и обсудил важные международные темы.

Фон дер Ляйен назвала изъятие активов России ключевым для «обороны ЕС»

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен назвала экспроприацию российских активов под «репарационный кредит» ключевым актом для защиты Евросоюза.

Российские войска освободили Остаповское в Днепропетровской области

Подразделения группировки «Восток» освободили Остаповское в Днепропетровской области, сообщили в Минобороны.

Сийярто сообщил о переезде оператора «Турецкого потока» в Венгрию

Штаб-квартира компании South Stream Transport B. V., управляющей газопроводом «Турецкий поток» и ранее столкнувшейся с арестом активов в Нидерландах, начинает переезд в Венгрию. Об этом сообщил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.

Трамп заявил о неспособности Европы справиться с конфликтом на Украине

Американский президент Дональд Трамп выразил мнение, что руководство европейских стран недостаточно эффективно реагирует на продолжающийся конфликт на Украине.

Лукашенко назвал литовцев и поляков «своими людьми»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе обсуждения ситуации с закрытием литовской границы заявил, что считает литовцев и поляков «своими людьми», с которыми можно договориться без вмешательства третьих стран.

В Ивановской области разбился транспортный самолет Ан-22

Крупные обломки транспортного самолета Ан-22, совершавшего облет после ремонта, обнаружены в районе Уводьского водохранилища в Ивановской области, сообщили в оперативных службах.

Bloomberg: Япония создает «ракетный архипелаг» возле Тайваня

Японские власти разместили новые ракетные и электронные подразделения на островах вблизи Тайваня, усиливая военную инфраструктуру на фоне обострения спора с Китаем, сообщает Bloomberg.

Выбрана самая красивая девочка России

Семилетняя Стелла Крикунова из Воронежа одержала победу в национальном конкурсе красоты и талантов, обойдя 72 участника из регионов России.

Еврокомиссия начала расследование против Google AI

Европейская комиссия начала расследование по подозрению в нарушении Google антимонопольных правил ЕС из-за использования контента издателей и авторов для искусственного интеллекта, пишет Politico.

Путин вручил «Золотую звезду» героям спецоперации за подвиги на фронте

Президент России Владимир Путин вручил медали «Золотая звезда» военнослужащим, проявившим героизм в зоне спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов