По данным Artprice, в прошлом году на аукционах по всему миру было продано ни много ни мало 1409 работ знаменитого французского мастера испанского происхождения общей стоимостью 153,2 млн. долларов. Пикассо также принадлежит так до сих пор и не побитый рекорд цены отдельно взятого художественного произведения. Два года назад работа 1905 года «Мальчик с трубкой» поставила рекорд во время торгов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. Эта картина Розового периода, приобретенная в середине прошлого века за 30 тыс. долларов, ушла с молотка за 104 млн. 168 тыс. долларов.
Картина Розового периода, приобретенная в середине прошлого века за 30 тыс. долларов, ушла с молотка за 104 млн. 168 тыс. долларов
В прошлом году самой дорогой картиной на рынке стал один из видов Венеции кисти итальянца Каналетто, проданный за 32,6 млн. долларов. Всего же за 18 картин Каналетто, проданных на аукционах в 2005 году, владельцы выручили в общей сложности 55,5 млн. долларов.
Интересно отметить, что средняя цена одной работы художников, занимающих третье и четвертое места в списке востребованности, превосходит цену одной работы мастеров первой двойки. Так, в прошлом году на аукционы были выставлены 22 работы Клода Моне, за которые было выручено 61,5 млн. долларов. В то же время за 660 проданных работ находящегося на втором месте американца Энди Уорхола удалось получить, учитывая количество, сравнительно небольшую сумму в 86,7 млн. долларов.
По данным Artprice, устроители аукционов произведений искусства по итогам 2005 года наторговали в общей сложности на 4,2 млрд. долларов. Таким образом, по подсчетам агентства, с 2004 года арт-рынок увеличился на 15%.
Впрочем, помимо этого, с рынком произошли и еще кое-какие изменения. Так, нью-йоркский рынок произведений искусства еще больше укрепился на лидирующей позиции. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился на 35%. В сравнении с этим достижением прирост его соперника из столицы туманного Альбиона выглядит несколько нелепо – за год объем лондонского рынка увеличился на 4,8%. Тройку лидеров замыкает рынок Парижа.
Перестановки произошли на четвертой позиции рейтинга – Гонконг потеснил германских аукционистов с этой позиции. Хотя конкретными цифрами об этом азиатском рынке Artprice не располагает, его специалисты отмечают, что присущий Китаю в последние годы экономический бум довольно сильно сказался на ценах работ современных и старых китайских художников. Так, предлагаемые за китайских мастеров суммы увеличились в среднем на 80%.
Любопытны также и данные о доле различных рынков в международном рынке произведений искусства. Нью-Йорку принадлежит 44% от общего объема (он на первом месте), Лондону – 28%. Париж безнадежно отстает от них с 6,6%.
Кроме этого, прошлый арт-год отметился и еще кое-какими любопытными событиями, касающимися русского искусства. Аукционисты Sotheby's и Christie's отметили резкий скачок цен на отечественных художников начала ХХ века. Возглавляет топ-десятку Илья Машков по совершенно невероятной цене в 3 673 920 долларов. Интересно, что в том же справочнике цен в мае 2004 года его натюрморт предлагался ровно в 20 раз дешевле. Примерно такая же прогрессия возникла и в случае других топ-художников. Так, замыкающий десятку Петр Кончаловский вырос в цене в 4–5 раз.