В понедельник, первый день православного Рождественского поста, Общественная палата озвучила свою позицию в отношении идеи введения в школах изучения религий.
В том, какие именно религии и как именно нужно изучать в школах, единого мнения пока не существует
По мнению общественников, изучение Закона Божьего необходимо для духовно-нравственного воспитания школьников, однако не может навязываться повсеместно.
«Изучение религии должно стать факультативным предметом, имеющим альтернативу», – считает председатель комиссии ОП по вопросам толерантности и свободы слова Валерий Тишков.
Навязывание любых предметов, в том числе изучения основ православия, по мнению общественников, приведет к отторжению подростками религии и ее принципов. Поэтому решение о том, придется ли в школе штудировать Евангелие (Коран или Талмуд), должно приниматься родителями и самим школьником, достигшим 14 лет.
В качестве альтернативы детям, воспитанным в атеизме, могут предложить изучать этику или историю философии. Схожей позиции придерживаются и в Министерстве образования и науки. «Мы провели опросы среди 79 региональных органов управления образованием, и в 68 нам заявили, что преподавание религий должно быть факультативно, носить культурологический характер и преподаваться светскими учителями», – рассказал замминистра Дмитрий Ливанов.
Остальные 10 управлений, по его словам, считают введение религиозного курса как самостоятельного нецелесообразным, предлагая включить изучение религии в другие предметы. С тем, что религиозные предметы в школе не должны превратиться в пропаганду учения, согласны и сами представители религиозных конфессий. Однако в том, какие религиозные культуры можно изучать в школах, единого мнения пока не существует.
Так, РПЦ выступает против изучения основ мировых религий или введения общего предмета по изучению всех четырех основных российских религий. «Восьмилетний ребенок ничего не поймет в предмете, касающемся изучения всех мировых религий, а в старшем возрасте изучать основы религии уже поздно», – убежден председатель комиссии ОП по вопросам сохранения культурного и духовного наследия митрополит Калужский и Боровский Климент.
Что касается включения в один предмет всех четырех основных российских религий – православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма, такая мера, по его мнению, ущемит права православных. «80% нашего населения являются православными, и им нельзя навязывать изучение других религий», – считает владыка Климент.
Однако представители других конфессий считают, что изучение лишь одной из религий в многонациональном государстве приведет к усилению национальной розни. «Детям нужно одновременно преподавать все четыре религии, объясняя, что в них очень много общего, и тем самым закладывая в них дружеское отношение к людям другого вероисповедания, а не настраивать их с малых лет друг против друга по принципу разной веры», – пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД главный раввин России Берл Лазар.
Такого же мнения придерживаются и большинство общественников. По словам члена комиссии ОП по вопросам интеллектуального потенциала нации Александра Адамского, оптимальным вариантом было бы факультативное изучение в школах четырех основных российских религий, так как более узкое религиозное образование желающие могут получать в воскресных школах.
В то же время изучение культуры мировых религий, рассказал он газете ВЗГЛЯД, должно стать базисным предметом. «Воцерковленных христиан в России не так уж и много, к введению обязательного изучении основ православия прохладно относится большинство православных семей, поэтому нужно знакомить школьников с основами всех религий», – заявил он.