Одним из недавних контрафактных скандалов стало изъятие сразу в нескольких регионах России нескольких сотен пиратских дисков с дебютным фильмом Федора Бондарчука «Девятая рота». Выявить подделку оказалось просто – срок релиза фильма еще не наступил, и на лицензионном видео «Девятой роты» просто не существует. До этого многие эксперты говорили, что купить пиратский CD с «Девятой ротой» невозможно. Поговаривали даже, что Бондарчук не поскупился на меры безопасности, дабы не дать фильму «утечь». Однако, похоже, у «пиратов» бывают только сложные задачи – невыполнимых не бывает вообще.
Соответствие действительности
Пока цены на лицензированный и контрафактный товар будут отличаться в разы, от «пиратов» не избавиться
В частности, в связи с этим премьер-министр Михаил Фрадков настоял на том, чтобы ведение следствия по делам о нарушении авторских прав передали из юрисдикции прокуратуры Министерству внутренних дел, то есть простым следователям милиции.
По мнению главы Роспатента Бориса Симонова, это необходимо еще и потому, что сейчас практически исчезла разница в цене между лицензионной и пиратской продукцией, и ловить «пиратов» стало гораздо сложнее. «Год назад мы могли отличить лицензионную продукцию от контрафактной достаточно легко – по цене. Сегодня подобная диспропорция в цене практически исчезла», – объяснил глава Роспатента.
Однако сказанное Симоновым не полностью соответствует действительности. Сейчас пиратский DVD можно купить на развалах у метро за 120 рублей, а в пунктах видеопроката и вовсе за 99. В то время как минимальная цена за лицензионный диск с отечественным фильмом составляет 350 рублей, а иностранный DVD стоит минимум 650 рублей. «Снизить цену до уровня пиратской продукции мы не можем даже теоретически, – сказали газете ВЗГЛЯД в концерне «Группа Союз». – «Пираты» тратятся лишь на диск-болванку стоимостью шесть рублей, мы же учитываем авторское вознаграждение».
Список лидеров
Пока цены на лицензированный и контрафактный товар будут отличаться в разы, от «пиратов» не избавиться (фото ИТАР-ТАСС) |
Пока цены на лицензированный и контрафактный товар будут отличаться в разы, от «пиратов» не избавиться. Доводы кошелька для большинства людей куда более весомы, чем доводы совести. Проведенные недавно в Великобритании исследования выяснили, что англичане не считают покупку пиратских дисков или скачивание музыки через Интернет таким же преступлением, что и кража из магазина. Возможно, именно поэтому только в прошлом году британская полиция конфисковала нелегальной продукции на сумму 4 млн. фунтов стерлингов, а 67 изготовителей контрафакта оказались за решеткой.
Согласно оценкам международного отраслевого объединения предприятий звукозаписывающей промышленности IFPI, каждый третий музыкальный компакт-диск изготовлен в подпольных условиях, а объем нелегальных копий составляет сейчас 4,6 млрд. долларов. По мнению экспертов, Россия занимает почетное второе место в списке лидеров пиратского рынка, уступая лишь Китаю. Какова доля контрафактной продукции среди всех продаваемых в России CD и DVD, точно сказать сложно – по некоторым подсчетам число подделок достигает 90%.
Однако, может быть, можно хотя бы снизить количество пиратской продукции на рынках страны, если сделать наказания более строгим и неизбежным? Именно поэтому пути пошел Роспатент. Как заявил глава ведомства Борис Симонов, с начала этого года по статье 146 УК РФ («нарушение авторских и смежных прав») были осуждены около 500 человек, а всего по итогам года в суд будет передано около 1000 дел на «пиратов». Правда, эти цифры выглядят куда менее впечатляюще, если учесть, что реальные сроки по этой статье получили лишь восемь преступников.
Но даже этот результат можно назвать успехом – ведь еще пару лет назад «пираты» оставались практически безнаказанными. В старой редакции УК не было расшифровано, что такое ущерб, нанесенный автору в крупных и особо крупных размерах. Теперь в законе стоит конкретная цифра – от 20 тысяч рублей (200 МРОТ). Причем, если конфискованная у торговца продукция оценивается в 50 тысяч рублей и более, ему грозит срок до пяти лет лишения свободы. Однако Борис Симонов признался: пока никто такого наказания не получал.
Показательное уничтожение пиратской продукции малоэффективно (фото ИТАР-ТАСС) |
Но по мнению чиновников, существенно облегчить борьбу с «пиратами» должны поправки в уголовно-процессуальный кодекс, разработка которых началась по инициативе премьер-министра Михаила Фрадкова. В частности, как считает правительство, вести предварительное следствие по делам о нарушении авторских прав следует сотрудникам милиции.
Сейчас, напомним, дела о пиратстве ведет прокуратура, причем без особого успеха. «Прокурорские работники часто не в состоянии провести качественное следствие по куда более серьезным преступлениям, чем нарушение авторских прав, – призналась газете ВЗГЛЯД адвокат Елена Белова. – Естественно, что делами о пиратстве они и вовсе занимаются не очень тщательно. Так что если следствием займется милиция, результат будет более действенным», – подчеркнула она.
Так или иначе, но России придется принять самые жесткие меры по борьбе с пиратской продукцией. И делать это придется силовыми методами, а не проведением увеселительных кампаний с бульдозерами и горой видеокассет. Ведь именно пиратство одно из препятствий на пути вступления России в ВТО, куда наша страна так рассчитывает попасть уже до конца этого года.
Но, к слову сказать, справиться с «пиратами» не могут даже страны Евросоюза, где к охране авторского права относятся куда более серьезно, чем в России. Например, в Греции, где, как известно, есть все, также не гнушаются продавать пиратские диски. Правда, не с прилавка, а с рук. В публичных местах – в кафе и на торговых улицах – часто можно увидеть молодых афрогреков, держащих как веер штук по пять CD в каждой руке. И ничего – толп полицейских и погонь за «пиратами» там не наблюдается. Так что ожидать, что усиление уголовного наказания за пиратство приведет к его уничтожению, не приходится.