В пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что не слышал о планах Венесуэлы продать часть своего золота России. «Ни Кремль, ни правительство к этому никакого отношения не имеют. Я не располагаю какой-либо информацией, чтобы кто-то здесь имел к этому отношение», – сказал Песков.
Еще 29 января в Twitter национальной ассамблеи Венесуэлы появилась запись от имени одного из местных депутатов с информацией о получении сведений от чиновников центрального банка Венесуэлы о якобы прибывшем из Москвы самолете, который собирается вывезти из страны 20 тонн золота.
Сообщалось, что 18–19 января Boeing 757 из Москвы прилетал в Каракас через Дубай и марокканский Агадир. Посол России в Венесуэле Владимир Заемский опровергал эти сведения. Накануне «Новая газета» заявила, что венесуэльское золото якобы хранилось в ЦБ России, его запасы составили около 30 тонн. Издание утверждает, что его в январе вывезли в Дубай, откуда перевезли в Каракас. Эту информацию издание связало с тем, что Мадуро в среду объявил о выделении 1 млрд евро на программу благоустройства Венесуэлы.
Однако глава ЦБ России Эльвира Набиуллина заявила, что информация о хранении Венесуэлой своего золотого запаса в России не соответствует действительности.
Накануне западные информагентства сообщили о планах ЦБ Венесуэлы продать ОАЭ около 15 тонн золота. Сделка ожидается в ближайшие дни и рассчитана на поддержку национальной валюты. Источники утверждают, что Россия в этих сделках никак не участвует. Отгрузки начались 26 января. За золото заплатят наличными в евро. По словам источника, ЦБ Венесуэлы на прошлой неделе уже перевез в ОАЭ три тонны золота. Источник заявил, что всего Каракас хочет продать 29 тонн золота. Цена 1 кг золота составляет около 37 тысяч евро. Нынешний золотой запас Венесуэлы оценивается в 130 тонн, этот показатель находится на 75-летнем минимуме. Еще в начале года запасы составляли 150 тонн.
В пятницу свою позицию высказали США. Там заявили о недопустимости «разворовывания» принадлежащих Венесуэле золотых активов. Вашингтон призвал Москву и другие страны не заключать сделок с президентом страны Николасом Мадуро.
Ситуация осложнена тем, что США и ряд других стран заявили о признании президентом Хуана Гуайдо. Россия, Китай и ряд других стран поддерживают Николаса Мадуро как легитимного главу Венесуэлы.
С правовой точки зрения стремление Запада «взять под опеку» венесуэльское золото выглядит сомнительно. Золотовалютным резервом Венесуэлы распоряжается центральный банк Венесуэлы, а не Мадуро или Гуайдо, пояснил газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Этими резервами имеет право распоряжаться глава центробанка.
Золотовалютные резервы должны свободно конвертироваться, подчеркнул эксперт. Если Россия могла предоставить какую-то схему, которая обеспечила конвертацию, ничего криминального в этом нет. «С юридической точки зрения никаких претензий быть не может», – отметил Абзалов. Эксперт напомнил: центральные банки обменивают одну валюту на другую каждый день в колоссальных объемах; любая страна имеет право обменивать свое золото и валюту где угодно – хоть в Швейцарии, хоть в Буркина-Фасо.
Но так обстоит дело в теории. Но на практике похожие проблемы с блокировкой стратегических резервов возникают даже у стран, находящихся не в столь сложных отношениях с Западом, как Венесуэла. Так, напомнил Абзалов, в свое время по иску молдавского инвестора американский суд заблокировал часть нефтегазового фонда Казахстана в Bank of New York. «Назарбаеву пришлось ехать в США и договариваться, – напомнил Абзалов. – Истории такого рода внешнего давления на ту или иную страну достаточно распространены».
В случае с Венесуэлой политическая подоплека более чем очевидна. Обвинения США являются попыткой показать «длинную руку Москвы», уличить Россию «в попытках профинансировать усиление режима Мадуро, как это было с предоставлением кредита Виктору Януковичу», – отмечает Абзалов.
«США называют Латинскую Америку своей вотчиной и считают, что могут действовать там как угодно. Например, организовывать перевороты и политические убийства, присваивать ресурсы этих стран, то есть проводить неоколониальную политику», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов. Американцы апеллируют к доктрине Монро, согласно которой никакие европейские государства (и уж тем более Россия) не имеют права ничего делать в обеих Америках, отметил эксперт. Соединенные Штаты, согласно этой доктрине, действуют «в своем праве».
Но дело не только в геополитических доктринах, придуманных еще в позапрошлом веке, а и в конкретных бизнес-интересах американцев. «Трамп «заходит» в Венесуэлу, чтобы выдавить оттуда Китай – вероятно, что туда вернется нефтяная компания ConocoPhillips», – прогнозирует Дмитрий Абзалов.
России же, также исходя сугубо из экономических интересов, невыгодно «торжество демократии» по-американски в Венесуэле. «Россия вложила большие инвестиции в Венесуэлу, и они частично окупились. Примерно 20 млрд долларов было инвестировано, сейчас Венесуэла должна 3 млрд, причем 200 млн долларов собирается выплатить в ближайшее время», – отметил Абзалов. Проблема в том, что «новая власть» может обнулить обязательства, данные «тираническим режимом» – как это было, например, в Ираке. «Или как в случае с Украиной, еще и должны будем», – отмечает Абзалов.
Эксперт указывает:
«Сейчас игра идет по следующей схеме: «Россияне, не волнуйтесь, мы все обязательства исполним!», но это ничем не гарантировано».
«Мы сейчас сольем партнера, а в результате не получим ничего, – отмечает Абзалов. – Москва думает не только о своих инвестициях, но и о стабильной ситуации в регионе, который превращается в пороховую бочку».
Отдельный вопрос – не станет ли венесуэльское золото поводом для новых санкций в случае неповиновения России требованиям США. Василий Колташов не исключает, что теперь у Вашингтона появится очередной повод попробовать ввести новые «наказания» для Москвы, однако «Соединенные Штаты ограничены в применении своих санкций в отношении России». По его словам, Вашингтону нужны «результативные санкции», но в данном случае достигнуть успеха вряд ли получится. «Во-первых, санкции должна поддерживать Европа. Во-вторых, они должны создавать хотя бы видимость экономического эффекта. Вводить санкции на фоне дорожающей нефти в Вашингтоне не могут – получится неэффективно», – говорит Колташов.
Российская Федерация не обменивала золото у себя, а, следовательно, не попадет под санкционную составляющую, отмечает в свою очередь Дмитрий Абзалов. Есть ограничения только на операции обмена с целью получения выгоды. «Это тоже самое, как обвинять шофера такси в том, что он подвозит, например, Дерипаску», – иронизирует политолог.
Василий Колташов уверен: России нужно и дальше помогать Венесуэле с продажей золота и не прислушиваться к требованию американцев, надеясь на «лояльность» Гуайдо. «Как только Мадуро будет свергнут проамериканскими силами, Россия потеряет все позиции в Венесуэле. Если она отступит и позволит пройти смещению Мадуро безболезненно, то Россия потеряет лицо в Латинской Америке, отступать нельзя ни в коем случае», – призвал Колташов.
В конечном счете, уверен эксперт, американцам не удастся оставить Мадуро без золота. «США могут ввести военно-морскую блокаду и организовать военную интервенцию колумбийских войск под предлогом братской помощи колумбийского народа «законному президенту», то есть Гуайдо. «Но золото – это такой материал, который анонимен. На слитках просто меняются штампы... США ничего не смогут сделать с этим», – подытожил Колташов.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента