Агентство Bloomberg опубликовало «утечку» со встречи президента Владимира Путина с российскими дипломатами. В ходе состоявшегося накануне разговора российский лидер якобы рассказал дипломатическому корпусу о своем предложении к американскому коллеге Дональду Трампу – провести в Донбассе референдум о дальнейшем будущем региона.
Трамп принял предложение к сведению и обещал его «обдумать», поэтому на совместной пресс-конференции президентов о данной инициативе не упомянули. Официальные представители Кремля и Белого дома тоже не стали комментировать данную информацию. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков лишь подтвердил, что «обсуждалось несколько новых идей, над которыми будут работать».
Прежде чем обсуждать суть этого предложения, хотелось бы понять, является ли эта «утечка» преднамеренной – или же российские дипломаты не до конца понимают, какой информацией можно делиться с журналистами, а какой нельзя даже на условиях анонимности. По крайней мере, Трамп может и обидеться на то, что «недообдуманная» им инициатива все-таки вышла в публичное поле. С другой стороны, шансов на то, что Конгресс США воспримет эту идею всерьез, немного. Так что эту тему, возможно, и стоило бы открыть для массового обсуждения уже сейчас.
Провал минских соглашений и вина Киева в этом очевидны уже для всех, и в последнее время об этом договоре вспоминают все реже. Но альтернативных предложений пока что нет. Референдум является наиболее демократичной формой решения судьбы любого региона – это очевидно, хотя многие территориальные изменения последних десятилетий произошли вне плебисцита. Результаты референдума о сохранении СССР, когда подавляющее большинство граждан страны высказались за, были впоследствии перечеркнуты рядом республиканских референдумов, а также решением лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ.
В Чехословакии решение о разделении страны было принято на правительственном уровне. Референдума не проводилось, но, согласно социологическому опросу, только 36% чехов и 37% словаков выступали за «развод». Республики Югославии в начале 1990-х годов проводили референдумы о выходе из состава федерации, однако только Македонии и Черногории (последней – уже в XXI веке) удалось сделать это мирным путем. При этом национальные меньшинства эти референдумы зачастую просто игнорировали.
Независимость Косово была провозглашена без референдума. Упразднение ГДР также обошлось без народного волеизъявления.
Референдумы о независимости Абхазии, Приднестровья, Карабаха и Южной Осетии не признаны международным сообществом. И лишь немногие страны по состоянию на сегодняшний день признали референдум в Крыму.
Поэтому референдум в Донбассе сможет лишь закрепить принятое Москвой, Вашингтоном и Брюсселем решение, на которое согласятся Киев и Донецк с Луганском.
По данным агентства «Интерфакс», которое ссылается на «информированный источник», среди вопросов, которые предполагается вынести на референдум, не будет вариантов полной независимости Донбасса или его присоединения к РФ. Как максимум, речь идет о широкой автономии.
«Предложение провести референдум об автономии Донбасса в составе Украины имеет под собой основания. Такого рода механизмы обсуждаются на уровне идеи, с тем чтобы в дальнейшем, возможно, реализовать их при содействии всех участников процесса. Эти механизмы являются законными, не содержат в себе нарушений международного права, – подчеркнул собеседник агентства. – Речь о том, чтобы жители Донбасса законным способом могли в правовом поле высказаться относительно предоставления отдельным районам автономии в составе Украины, чтобы Киев предоставил региону соответствующие политические права». При этом «крымского сценария» (вхождения республик в состав России) инициатива Путина, по словам источника, не предполагает.
В донбасских республиках данную инициативу официально тоже не комментируют. А из украинских политиков пока что высказались экс-премьер и лидер партии «Национальный фронт» Арсений Яценюк и его однопартиец, депутат Верховной рады Георгий Логвинский.
Яценюк заявил следующее: «Украина не примет никаких тайных планов в отношении Донбасса и Крыма. Украина имеет политическое, моральное и человеческое право требовать от партнеров с Запада твердо придерживаться цивилизованных принципов международных отношений. Моральное равенство с агрессором – это худший из возможных ударов массового поражения в отношении самих себя». Логвинский же подчеркнул, что Украина не собирается проводить референдум в Донбассе по сценарию России, даже если эту идею поддержат США.
Таким образом, шансы на то, что референдум будет проведен уже в ближайшие месяцы, равны нулю. Киев заведомо не согласен на «российский сценарий». Народным республикам однозначно не понравится любой вариант, предложенный Киевом. А Вашингтон и Брюссель слишком увязли в своих внутренних разногласиях – и вряд ли готовы заняться урегулированием на Украине так, как они это делали в Югославии. Ситуация в мире с тех пор серьезно изменилась.
Владимир Путин до последнего постулировал приверженность России минским соглашениям – даже после того, как Петр Порошенко прямо заявил, что Украина их выполнять не будет и никаких политических действий по урегулированию ситуации не предпримет вплоть до полного разоружения ополченцев.
Предложение провести референдум (без варианта с присоединением Донбасса к России и полным отделением от Украины) – это констатация факта: Минск остался позади, эти соглашения не работают, нужно разговаривать о новых.
Для России референдум в Донбассе мог бы иметь важное значение еще по одной причине. Если международное сообщество согласится на этот плебисцит, ему будет сложнее не признавать результаты другого – крымского.
В Киеве и на Западе это понимают – и, скорее всего, будут до последнего препятствовать проведению референдума в ДНР и ЛНР. Альтернатив всего две: это запоздалое, но все еще возможное исполнение Киевом минских соглашений и сохранение статус-кво с регулярными перестрелками и неизбежной гибелью мирных жителей.
Нынешней киевской власти мир не нужен – на «российскую агрессию» можно списывать 99% собственных политических и экономических провалов.
Но если в следующем году пост президента Украины займет более ответственный и договороспособный человек, чем Порошенко, вполне возможно, референдум все-таки состоится – и Донбасс наконец-то вернется к нормальной жизни.