Политика

Владимир Комоедов
глава комитета КПРФ

«Такая «Украина» нам совершенно не нужна»

27 марта 2017, 14:41

Фото: Сергей Мамонтов/РИА Новости

Украинский президент Петр Порошенко распорядился продать недостроенный ракетный крейсер «Украина». Об этом стало известно накануне из заявления и. о. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня.

Вели себя как собака на сене. Надо было своевременно принимать решение. Но то им американцы не позволяли, то еще кто-то...

На митинге работников николаевского Судостроительного завода им. 61 коммунара Бонь заявил: «У вас стоит крейсер «Украина», есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы». Как отмечала «Российская газета», по состоянию на 1 марта задолженность по зарплате рабочим этого судостроительного завода составила 51 млн гривен (107,9 млн рублей).

Добавим, что региональный портал «НикВести» дал другую информацию: проект «демилитаризации» крейсера, подготовленный правительством Владимира Гройсмана, подразумевает, что продадут только корпус и турбины, а вооружение и оборудование будут переданы министерству обороны Украины (а не проданы, как заявил николаевский губернатор).

Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.

Собственно «Украина», помимо прочего, должна быть оснащена ЗРК среднего радиуса действия С-300 «Форт» – морским вариантом комплекса С-300, а также 16 пусковыми установками для противокорабельных ракет «Вулкан».

В 1993 году крейсер в состоянии 75% готовности был выведен из состава ВМФ России и передан флоту Украины. На следующий год украинские власти приняли решение прекратить достройку из-за отсутствия финансирования. В 1998-м Леонид Кучма принял решение о достройке, тогда же отрапортовали о завершении строительства на 95%. Однако и через 10 лет строительство не было завершено. В 2010-м Виктор Янукович заявил о договоренности с Москвой по достройке крейсера с российской помощью, а командование ВМФ России сообщало о возможности покупки корабля для нашего флота. Однако уже год спустя тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что «Украину» российская сторона возьмет только даром.

После Майдана вновь назначенный николаевский губернатор Николай Романчук заявил: крейсер-недострой нужно немедленно продать, не спрашивая разрешения y России, ведь y государства нет денег на достройку, а содержание обходилось казне на тот момент в 6 млн гривен (12,7 млн рублей) в месяц. Губернатор сменился, а вопрос так и оставался в подвешенном состоянии. Добавим, что в те же дни, когда на Украине приняли решение о продаже «Украины», в Китае сообщили о готовящемся спуске на воду второго авианосца – в дополнение к флагману флота авианосцу «Ляонин» (бывшему недостроенному украинскому авианесущему крейсеру «Варяг», который был продан Китаю за «смешные» 20 млн долларов).

О том, почему Украина отказалась от своей «тезки», газета ВЗГЛЯД поговорила с командующим Черноморским флотом ВМФ России в 1998–2002 годах, экс-председателем думского комитета по обороне адмиралом Владимиром Комоедовым.

Владимир Комоедов


(Сергей Петросян/ТАСС)

ВЗГЛЯД: Владимир Петрович, подлежит ли крейсер восстановлению или пригоден только для металлолома? Каковы потенциальные возможности крейсера «Украина»?

Владимир Комоедов: Когда на николаевском Судостроительном заводе стоял крейсер «Москва» и бывший «Адмирал флота Лобов», он тогда еще действительно был готов на 90%. Его можно было брать, в том числе и для российского военно-морского флота. Но сейчас, к сожалению, это груда металла, которая никому не нужна. Так его и хотят продать как металлолом. Он ни на что не способен. У крейсера «Украина» нет ни боекомплекта ракет, ни гидроакустических станций, ни локации, ничего нет.

ВЗГЛЯД: Ранее вы, сравнивая «Украину» с ракетным крейсером «Москва», отмечали, что «первый до сих пор гниет на верфи, а российский корабль выполняет боевые задачи». Почему Украина не в состоянии нести ответственность, как вы выразились, «за каждый винтик»?

В. К.: Украина не в состоянии и еще длительный период в состоянии не будет. Украине надо поворачивать оглобли в сторону России, тогда получится все. От американцев они уже сытые этой русофобией, которую распространили и сделали не то что сенсацией для своего народа, они сделали ее буквально таким флагом, которым теперь размахивают. Это большущая ошибка. Власть там надо менять.

#{weapon}Как в свое время говорил один из классиков, линкор может построить только высокоразвитая в экономическом плане страна. К сожалению, украинцы экономику развалили и довели ее до состояния, когда невозможно не то что достроить корабль, но и содержать в том числе. Хотя Леонид Кучма на нем был в свое время и флаг поднимал... Только это одно действие и осталось в памяти. Помню, когда меняли название «Адмирал флота Лобов» на «Украину», половина крейсера была выкрашена, а половина была ржавой.

ВЗГЛЯД: Насколько интересно было бы для России купить «Украину», на запасные части например? 

В. К.: Все уже. В таком виде нам он совершенно не нужен, и достраивать его мы не будем. У нас уже другая кораблестроительная программа и другие проекты кораблей. Запчасти? А какие там запчасти?! – Он пустой. Украина приняла решение крейсер разобрать, снять все вооружение, которое там есть, положить на склады, а все остальное будет продавать как металлолом.

ВЗГЛЯД: При этом и. о. губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь отмечал, что у крейсера «Украина» «есть корпус и турбины, они востребованы»...  

В. К.: К слову, это не губернаторское дело, а выше, уровня правительства. Да, турбины – это ахиллесова пята в нашем военно-морском флоте, так как николаевский турбинный завод остался за пределами России. Неплохо было бы, конечно, приобрести. Но гарантии они (украинцы) не дадут, что они новые. А надо ведь везти эти турбины и технически в том числе нести ответственность. Это же высокотехнологичное производство и само изделие высокотехнологичное. Поэтому нет, спасибо, не нужна нам такая турбина.

Ничего, мы к концу 2017-го или началу 2018-го свои турбины запустим.

Думаю, что и другие страны не заинтересовались бы покупкой турбин. Ни в одной стране мира, кроме проданных, может быть, наших кораблей индусам, например, или Ирану, такие турбины нигде не стоят. И никто не заинтересован, потому что у всех есть свои. Да и вообще весь современный мир сейчас переходит на электродвижение.    

ВЗГЛЯД: Не повторит ли крейсер «Украина» судьбу «Варяга»? Несмотря на то, что Турция под давлением США, которые также хотели купить «Варяг», на протяжении 16 месяцев отказывалась пропускать корабль через проливы Босфор и Дарданеллы, китайцы все же настояли на своем и «Варяг» стал первым крупным авианосцем Китая под названием «Ляонин»?

В. К.: Да, я тогда командовал флотом. Долго он стоял у Босфора на якоре с буксиром, и все никак его не пропускали. Китайцы могут сами понимаете из чего конфетку сделать. «Варяг», в отличие от «Украины», был металлоемкий, корпусная часть там почти вся была готова. Поэтому китайцы понимали, что купили не зря, и оценивали, что можно из «Варяга» сделать нормальный корабль.

А крейсер «Украина» в одиночном порядке им не нужен. Кому он нужен в одиночном порядке? Это должна быть какая-то корабельно-ударная группа, его самого надо охранять как ударную единицу. Поэтому никто его не возьмет. Вот на металлолом возьмут!

ВЗГЛЯД: И все-таки, может ли заслуживать уважение решение украинского правительства продать крейсер под названием «Украина»?

В. К.: Поздно пить «боржоми», когда желудка нет. Они его весь проели, желудок свой, с точки зрения крейсера «Украина». Вели себя как собака на сене. Надо было в свое время все это дело предлагать и своевременно принимать решение. То им американцы не позволяли, то еще кто-то не позволял. А сейчас он никому не нужен.

Текст: Марина Балтачева,
Михаил Мошкин

Вам может быть интересно

Российские ПВО за ночь сбили 17 украинских беспилотников над четырьмя регионами
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?