В то время как во Франции самыми рейтинговыми являются кандидаты, так или иначе высказывающие симпатии к России, в Германии дело обстоит противоположным образом. И действующий канцлер Ангела Меркель, и ее основной конкурент – кандидат от Социал-демократической партии Германии (СДПГ), бывший спикер Европарламента Мартин Шульц – ведут себя в соответствии с заветами предыдущей вашингтонской администрации.
Россия проведет кампанию по дезинформации, чтобы повлиять на выбор немцев, это будет предвыборная борьба нового образца
«То, что делает Трамп, – это антиамерикански», – заявил Шульц, добавив, что США как ни одна страна в мире поддерживала просвещение, демократизацию и свободу.
«Если Трамп продолжит разрушать эти ценности (Шульц употребил термин «использовать чугунную бабу для сноса зданий», явно намекая на строительное прошлое Трампа), то я, став канцлером, скажу ему: «Это не политика Европы и Германии!» – цитирует его слова Reuters.
Кандидат от социал-демократов также высказался против снятия санкций с России: «До тех пор пока минские соглашения не выполнены, санкции не могут быть сняты. Мы должны сказать Путину очень ясно: Россия обязана уважать и защищать международное право».
Напомним официальную позицию Москвы: Россия не является стороной в донбасском конфликте, соблюдение минских соглашений в первую очередь зависит от Киева, во вторую – от Донецка и Луганска, исчерпывающего влияния на которые Кремль не имеет. В Германии это тоже понимают. Так, в Suddeutsche Zeitung появилась статья, автор которой напрямую обвиняет Порошенко в желании сорвать планы США по ослаблению санкций против России и предупреждает, что украинский президент готов на все, лишь бы потепления отношений между Москвой и Вашингтоном не произошло.
Еще более примечательно то, что американская The New York Times опубликовала статью о происходящем в Донбассе, озаглавленную «Гражданская война на Украине», но вскоре слово «гражданская» с сайта исчезло (Google помнит первоначальную версию названия). В этом тексте обращает на себя внимание абзац, в котором говорится, что доказательством участия России в конфликте являются сообщения, приходящие на телефоны украинских солдат, в которых говорится: «Вы пушечное мясо для ваших командиров». Конечно, сами повстанцы до такой «психической атаки» не додумались бы, подобным тайным умением владеют только в Москве.
Но вернемся в Германию. Как отмечает Reuters, позиции Шульца и Меркель и по поводу Трампа, и по поводу России схожи. Действующий канцлер критиковала американского президента за его антимигрантский указ. И, будучи одним из «архитекторов» минского соглашения, продолжает требовать от России безусловного выполнения этих договоренностей, лишь изредка обращая внимание на то, что главным саботажником в данном случае является Киев.
Таким образом, кажутся весьма справедливыми предположения аналитиков, что Шульц идет на выборы в качестве удобного спарринг-партнера для Меркель, для того чтобы, как и его предшественники (Франк-Вальтер Штайнмайер в 2009-м и Пеер Штайнбрюк в 2013-м), торжественно проиграть обладающей заведомо большим рейтингом фрау канцлерин, а в дальнейшем торговаться за места в правительстве или евросоюзовских структурах.
Правда, есть одно отличие. Прежде Меркель и кандидату от СДПГ действительно не было альтернативы. Теперь она есть, она так и называется – «Альтернатива для Германии» (АдГ). И заявления Шульца явно говорят о том, что его штаб и штаб Меркель намерены разыграть на выборах классическую политтехнологическую схему, когда «главный» кандидат ведет исключительно «белую» кампанию, перерезает ленточки, целует детей и уважительно высказывается об оппонентах. А «технический» кандидат активно критикует конкурентов, за исключением «главного», собирая таким образом на себя весь негатив.
«К чему может привести слепой национализм, мы познали на примере истории первой половины XX века. Поэтому партия Хекке, Гауланда и Петри (представители руководства АдГ) – это никакая не альтернатива для Германии, но это позор для Федеративной Республики», – цитирует Шульца ТАСС.
По данным январского опроса исследовательского института INSA, текущий рейтинг правящей коалиции во главе с Ангелой Меркель составляет 32%, Шульц и СДПГ имеют 21% поддержки, АдГ во главе с Фрауке Петри – 15%. При этом на местных выборах в земле Мекленбург – Передняя Померания, прошедших в сентябре, результаты выглядели по-другому: СДПГ набрала 30,5%, АдГ – 21%, а составляющий основу правящей коалиции ХДС только 19%.
Неудивительно, что вся мощь пропагандистской машины в Германии, Евросоюзе и сохраняющих верность Демпартии изданий США направлена сейчас против АдГ. При этом Der Tagesspiegel со ссылкой на данные спецслужб пишет, что Меркель может стать «следующей жертвой российской пропаганды», так как «Россия проведет кампанию по дезинформации, чтобы повлиять на выбор немцев, это будет предвыборная борьба нового образца». При этом автор надеется, что немцы будут достаточно «зрелыми» для того, чтобы не обращать внимания на «фейки», и все-таки переизберут действующего канцлера.
Financial Times в свою очередь пишет, что Кремль намерен «повлиять на общественное мнение и политические процессы» в Германии, чтобы как минимум – провести АдГ в бундестаг, а как максимум – добиться поражения Меркель на выборах. «Германию госпожи Меркель с сильной экономикой и минимальным уровнем безработицы и преступности сложно дестабилизировать, и шансы канцлера проиграть выборы в бундестаг считаются небольшими. Впрочем, так же думали о победе Дональда Трампа в США», – резюмирует автор статьи в FT.
Показательно, что, несмотря на полный провал технологий по очернению Трампа и объявлению оного «агентом Кремля», в отношении АдГ, как и в отношении «Национального фронта» во Франции, их противники используют абсолютно те же методы. Либо они в принципе не умеют учиться на чужих ошибках, либо надеются, что французы и немцы боятся Путина и «русских хакеров» сильнее, чем американцы.
В любом случае выборы в Германии состоятся 24 сентября, то есть через четыре с половиной месяца после того, как станет известно имя президента Франции. Возможно, что с учетом французской кампании немецкая будет несколько скорректирована.
Если же немецкие СМИ и политики и дальше будут посвящать 90% своего времени демонизации «агентов Путина» в лице АдГ, а оставшиеся 10% – критике Трампа, не стоит удивляться, если к сентябрю это настолько надоест избирателям Германии, что они и в самом деле проголосуют за то, чтобы канцлером по-прежнему была женщина. Вот только имя ее будет не Ангела Меркель, а Фрауке Петри.